В условиях текущей ситуации, когда Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, международными спортивными федерациями и иными международными спортивными организациями принимаются решения об отстранении российских спортсменов от участия в различных международных спортивных соревнованиях, запрете на проведение таких соревнований в Российской Федерации, исключении национальных спортивных федераций из международных спортивных федераций, российский спорт подвергается существенным угрозам, которые могут повлечь негативные последствия для эффективного функционирования сферы физической культуры и спорта. При этом особые опасения вызывают действия указанных субъектов мирового спорта, свидетельствующие о политическом использовании спорта и нарушающие принципы запрета дискриминации по признаку национальности и политической нейтральности, а также иные принципы олимпизма.
Кроме того, сложившаяся ситуация наносит ущерб имиджу Российской Федерации как одной из ведущих мировых спортивных держав, подрывает экономическую стабильность профессионального спорта.
Ввиду вышеобозначенных
обстоятельств представляется, что в настоящее время требуется принятие обоснованных
и своевременных мер, которые должны быть направлены прежде всего на обновление
и укрепление международного сотрудничества в области спорта, защиту прав и законных интересов субъектов физической культуры и спорта Российской Федерации,
а также
повышение авторитета России на международной спортивной арене.
Такие меры должны способствовать нивелированию негативных последствий,
предопределяемых соответствующими решениями международных спортивных федераций
и иных международных спортивных организаций, а также формированию необходимых
условий для дальнейшего интенсивного развития сферы физической культуры и спорта.
Участники заседания, заслушав и обсудив доклады, решили:
1) Сформировать и обновлять на регулярной основе перечень негативных правовых последствий для российских субъектов спорта в результате действий или бездействия международных спортивных организаций;
2) В целях обобщения текущего состояния российского спортивного сектора направить запросы в национальные спортивные федерации о возможности предоставить информацию, касающуюся:
— негативных решений, принятых в отношении них международными спортивными организациями;
— мер, предпринимаемых ими для защиты собственных интересов и прав спортсменов;
— перспектив развития их видов спорта в условиях санкционного давления со стороны международных спортивных организаций;
3) По итогам проведенного обобщения опыта российских субъектов спорта подготовить экспертно-правовую оценку законодательного и нормативного правового обеспечения защиты прав российских субъектов спорта по вопросам об отстранении российских спортсменов от участия в различных международных спортивных соревнованиях, о запрете на проведение таких соревнований в Российской Федерации, об исключении национальных спортивных федераций из международных спортивных организаций;
4) Осуществлять мониторинг правоприменительной практики по вопросу защиты прав российских субъектов спорта, включая мониторинг судебных разбирательств в Спортивном арбитражном суде (Tribunal Arbitral du Sport) в г. Лозанна (Швейцария), в том числе по делам:
— Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз» против Международной федерации футбола, Союза европейских футбольных ассоциаций и др. (CAS 2022/A/8708);
— Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз» против Союза европейских футбольных ассоциаций и др. (CAS 2022/A/8709);
— Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» против Европейских олимпийских комитетов (CAS 2022/A/8714);
— Общероссийская общественная организация «Союз конькобежцев России», Общероссийская общественная организация «Федерация фигурного катания на коньках России», Семен Елистратов, Ангелина Голикова, Евгения Тарасова и Владимир Морозов против Международного союза конькобежцев (CAS 2022/A/8733);
— Общероссийская общественная организация федерация биатлона «Союз биатлонистов России» против Международного союза биатлонистов (CAS 2022/A/8734);
— Общероссийская общественная организация «Федерация гребного спорта России» против Международной федерации гребного спорта (CAS 2022/A/8755);
— Общероссийская общественная организация «Спортивная федерация (союз) регби России» против Международного совета регби (CAS 2022/A/8761);
— Общероссийская общественная организация «Федерация спортивной гимнастики России», Ангелина Мельникова, Никита Нагорный, Михаил Заломин и Виталий Иванчук против Международной федерации гимнастики (CAS 2022/A/8778);
— Общероссийская общественная организация «Федерация спортивной гимнастики России», Ангелина Мельникова, Никита Нагорный, Михаил Заломин, Виталий Иванчук и Ирина Караваева против Европейского гимнастического союза (CAS 2022/A/8777);
5) По итогам проведенного мониторинга сформировать аналитический доклад на основе изученного зарубежного опыта правоприменительной практики, включающего рекомендации по его использованию в целях дальнейшего совершенствования инструментов международной спортивной дипломатии и правовой защиты субъектов спорта;
6) С учетом характера и сложности меняющихся обстоятельств отслеживать потребность в обновлении положений нормативно-правовых актов российского законодательства, в том числе в части взаимодействия с международными спортивными организациями и признания обязательности их решений.
Председатель Экспертного совета
по физической культуре и спорту
при Комитете Совета Федерации
по социальной политике
В.В. Блажеев