Рекомендации
Рекомендации
по итогам проведения «круглого стола» на тему:
«О реализации постановления Правительства Российской
Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
(30 марта 2021 г., Совет Федерации)
Участники «круглого стола» – члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители и представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители некоммерческих организаций, экспертного, научного и родительского сообщества – обсудив текущие результаты реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Постановление № 481) отметили существенные достижения в следующем:
— сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— качественные изменения в условиях и формате проживания детей в специализированных организациях;
— повсеместное внедрение системы подготовки приемных родителей и опекунов;
— наличие признаков процесса деинституционализации в сфере заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
— активное сотрудничество государственных учреждений и некоммерческих, а также волонтерских организаций в интересах детей-сирот.
В то же время, несмотря на продолжительный период времени, прошедший с момента начала реформирования учреждений для детей-сирот, выявляются сохраняющиеся проблемы в деятельности этих организаций, в частности:
— воспитательные группы не везде размещаются по квартирному типу;
— средняя численность детей в группе превышает установленную норму;
— комплектование групп осуществляется без учёта принципа преимущественно совместного проживания в одной группе братьев и сестёр;
— не организовано общение с братьями и сёстрами, которые находятся на воспитании в других организациях для детей-сирот или в замещающих семьях;
— отсутствие единого подхода временного помещения ребенка в организациях для детей-сирот и социально-реабилитационных учреждениях по заявлению родителей, сроках его пребывания в них, злоупотребление родителями предоставленной им возможностью передачи детей на временное содержание. На практике это может означать полную утрату связи ребенка с родителями и невозможность воссоединения семьи в будущем;
— на федеральном уровне практически не проработана тема постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот;
— формальный подход в проведении диспансеризации: выполнение осмотров и исследований в неполном объеме, шаблонное заполнение диспансерных карт без выдачи рекомендаций по профилю патологии, игнорирование назначений врачей;
— неудовлетворительное качество подготовки кандидатов в приемные родители и слабое развитие института сопровождения замещающих семей;
— низкий уровень проактивности в работе ответственных лиц в направлении семейного устройства детей, их возвращению в кровную семью или поиске им замещающей семьи;
— недостаточное количество программ по профилактике социального сиротства, раннего выявления неблагополучия, предоставления разнообразной поддержки и сервисов семьям в ситуации кризиса, в том числе, вызванном чрезмерным употреблением алкоголя и наркотиков.
Участники отмечают высокий уровень внимания, который уделяется государством данному направлению работы в настоящее время. Вопросы совершенствования института семьи, защиты прав детей, профилактики социального сиротства обсуждались на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей на тему «Поддержка и развитие института семьи и профилактика социального сиротства», состоявшемся 30 ноября 2020 года. Теме деинституциализации государственной системы попечительства над детьми было посвящено заседание Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, состоявшееся 24 февраля 2021 года, которое прошло под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой.
По итогам этих масштабных мероприятий были утверждены перечни поручений. В частности, подпунктом в) пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 30 ноября 2020 года, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено в срок до 1 сентября 2021 года разработать и утвердить план мероприятий (»дорожную карту») по профилактике социального сиротства на 2022 – 2025 годы, предусмотрев в нем, в том числе, совершенствование положений законодательства Российской Федерации о поддержке, укреплении и защите семьи, сохранения семейных ценностей.
Признавая необходимость дальнейшего повышения защиты прав детей на семейное устройство, участники круглого стола рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1. Рассмотреть возможность увеличения объёмов финансирования мероприятий, направленных на реформирование организаций для детей-сирот.
2. Закрепить в действующем законодательстве понятия «постинтернатное сопровождение», «сопровождение замещающей/приемной семьи», «программа социального сопровождения».
3. Совершенствовать нормативно-правовое регулирование вопросов постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, разработать типовую программу постинтернатного сопровождения выпускников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Рассмотреть возможность отнесения детей-сирот к категории граждан, которые нуждаются в постинтернатном социальном обслуживании, наделения их правом получения услуг, которые бы способствовали социализации, улучшению условий жизнедеятельности, расширению возможностей самостоятельного обеспечения жизненных потребностей.
5. Совершенствовать нормативно-правовое регулирование вопросов сопровождения замещающих семей.
6. Пересмотреть программы подготовки кандидатов замещающих родителей, а также программы сопровождения семей при наличии в них детей-инвалидов и детей с ОВЗ, подростков и сиблингов в целях их усиления.
7. Рассмотреть возможность закрепления в законодательстве права детей-сирот с ОВЗ и инвалидностью, имеющих свидетельство об обучении по адаптированным образовательным программам, на получение образования по программам профессиональной подготовки.
8. Проработать вопрос об организации на регулярной основе поддержки интернатных учреждений для детей-сирот с инвалидностью специалистами паллиативной помощи.
9. Проработать вопрос о формировании на базе региональных консультативно-диагностических центров специализированных многопрофильных бригад, оснащенных современным оборудованием, для проведения диспансеризации, скринингового осмотра, выработки маршрутизации диагностики заболеваний и лечения детей-сирот.
10. Обобщить опыт субъектов Российской Федерации, наиболее успешно выстроивших систему профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью его внедрения во всех субъектах Российской Федерации и при необходимости подготовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части социального обслуживания и социального сопровождения семей с детьми.
11. При разработке и проектировании концепции единой модели организации для детей-сирот провести широкую дискуссию, с привлечением научного и экспертного сообщества, а также с участием детей, воспитывающихся в организациях и выпускников прошлых лет. В принятии итогового решения опираться на эффективный опыт, реализованный в субъектах РФ, и проработать решения для нивелирования возможных рисков.
12. Разработать и внедрить единую методологию работы ответственных ведомств и организаций, обеспечивающую реализацию приоритета права ребенка жить и воспитываться в семье, в том числе с целью минимизации случаев передачи детей из семьи в учреждения, рассматривая ее как крайнюю мер.
13. Принять меры по более интенсивному внедрению в социальную сферу следующих подходов:
— технологии мультипрофессиональной работы со случаем, как при работе с семьями, так и при работе с детьми;
— технологии раннего выявления нуждаемости семей в помощи и оказания семьям комплексной поддержки, в частности, семьям воспитывающих детей с инвалидностью;
— технологии постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот: оказание им консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, содействие в получении образования и трудоустройстве, в том числе через организацию учебно-тренировочного, сопровождаемого проживания, учебно-тренировочных и интеграционно-производственных мастерских, защите прав и законных интересов, предоставление при необходимости возможности временного проживания, в том числе в рамках осуществления постинтернатного патроната.
14. При принятии проекта постановления, разработанного Минпросвещения России, в соответствии с которым дети-сироты будут обеспечиваться сопровождением при оказании медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения, учесть замечания руководителей клиник о качестве уже предоставляемого учреждениями сопровождения, а также предложить регионам механизмы привлечения внешних, в том числе некоммерческих организаций, для реализации данных услуг.
15. Проработать вопрос о возможности внесения в Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном Постановлением № 481, следующих изменений:
— учитывать мнение ребенка, временно помещаемого законным представителем в организацию для детей-сирот для получения медицинских, социальных и иных услуг на основе соглашения, заключенного между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства (пункт 12);
— дополнить требованием о том, что дети временно помещаются в организацию для детей-сирот при условии, что предоставление им по месту их проживания медицинских, социальных, образовательных или иных услуг в медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, образовательных организациях, не являющихся организациями для детей-сирот, невозможно и подтверждено соответствующим заключением уполномоченного органа государственной власти Российской Федерации в сфере здравоохранения, социального обслуживания или образования;
— дополнить нормой о количестве детей в воспитательных группах не более 6 человек, с учетом интересов сиблингов из многодетных семей, и рекомендацией размещать в одном здании организации для детей-сирот не более 5 воспитательных групп;
— закрепить требование о необходимости предоставления организацией для детей-сирот профилактических социальных услуг семьям с детьми, временно помещенным в организацию для детей-сирот, а также в отношении родителей, ограниченных или лишенных (в определенных случаях) родительских прав;
— внести уточнение, в соответствии с которым за воспитательной группой, включающей детей в возрасте до 4 лет или детей с инвалидностью, закрепляется количество педагогических работников, постоянно находящихся в дневное время в воспитательной группе, исходя из расчета не менее 1 работника на 3 детей;
— дополнить требованием, что при наличии в группе детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития при необходимости им предоставляются услуги индивидуального ассистента (помощника) по оказанию технической помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;
— в пункт 40 добавить норму, уточняющую право воспитанников распоряжаться своими средствами и дающую им возможность в целях развития их социальных компетенций самостоятельно приобретать личные вещи за счет личных денежных средств, предоставляемых в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, а также распоряжаться принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии со статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации;
— установить требование, что дети, находящиеся под надзором в организациях для детей-сирот получают дошкольное, начальное, общее, основное общее, среднее общее образование, в том числе по адаптированным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в близлежащих образовательных организациях.
16. Проработать вопрос о целесообразности распространения федерального нормативного регулирования деятельности организаций для детей-сирот на систему стационарных организаций для временного помещения детей – специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (СРЦ, социальные приюты и т.д).
17. Провести исследование случаев подтвержденного и «скрытого» насилия, жестокого обращения в отношении детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, и принять меры по его профилактике, с привлечением научного и экспертного сообщества.
18. Внедрить меры, обеспечивающие получение приемными родителями своевременной психолого-педагогической помощи в анонимном порядке.
19. Проработать вопрос о создании института профессиональных опекунов (профессиональных приемных семей), ориентированных на задачи временного пребывания и реабилитации детей (альтернатива временному помещению в условиях стационара), а также на работу с категориями детей, чье семейное устройство затруднено и не обеспечивается существующими формами опеки и попечительства (дети с множественными нарушениями и сложными формами инвалидности, дети с делинкветным поведением и др.), нормативно закрепить понятие «профессиональная приемная семья».
20. Реализовать комплекс мер по повышению уровня компетенций специалистов органов опеки и попечительства в вопросах подбора замещающей семьи для ребенка.
21. Разработать и принять комплекс мер, обеспечивающий выпускникам организаций для детей-сирот возможность учиться в средних специальных и высших учебных заведениях, согласно их личным предпочтениям, результатам профориентации и вне зависимости от наличия или отсутствия общежития и соответствующего статуса. Исключить ситуацию «вынужденного» обучения по специальности, которую выпускник не выбирал.
22. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации, проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан в части правового регулирования социального сопровождения, в том числе определения социального сопровождения как отдельной формы социального обслуживания.
23. В рамках подготовки Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, предусмотреть сбор и анализ данных о результативности социального сопровождения семей, имеющих детей.
24. Внести изменения в семейное законодательство, регулирующее вопросы ограничения в родительских правах, лишение родительских прав, отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, направленные на:
— конкретизацию института ограничения в родительских правах: закрепление его в качество обязательной стадии, предваряющей лишение родительских прав (за исключением некоторых случаев, когда родители сразу лишаются родительских прав); наложение ограничения на конкретные родительские права, возможность сохранения проживания ребенка и родителя, ограниченного в родительских правах);
— обязательность предоставления родителям помощи, направленной на решение возникшей кризисной ситуации и восстановление в родительских правах и/или снятие ограничения в родительских правах (проактивная позиция уполномоченных органов и организаций);
— определение алгоритма взаимодействия уполномоченных органов при осуществлении отобрания ребенка, обеспечения возможности помещения ребенка в семью, а не в учреждение, закрепление и регламентацию процесса отмены отобрания ребенка;
— регламентация порядка общения с детьми родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, если это отвечает интересам детей, с целью реинтеграции воспитанников организаций для детей-сирот в кровные семьи.
25. Рассмотреть возможность закрепления на федеральном уровне минимального размера выплаты на содержание ребенка в приемной семье, находящегося под опекой (попечительством) не ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
26. Закрепить требование передачи полной информации о ребенке, его ситуации и окружении, работе, которая с ним проводилась, между учреждениями, в которые он помещается, вне зависимости от ведомственной принадлежности и типе данной организации.
27. Учитывая важность первичного психологического обследования кандидатов, обеспечить наличие у специалистов, осуществляющих диагностику и подготовку заключений, соответствующий уровень квалификации, в том числе, благодаря наделению данной ответственностью существующих сотрудников специализированных центров. Рассмотреть предложение о подчинении таких специалистов организациям регионального уровня.
28. Разработать и внедрить стандарты по следующим направлениям:
— подготовка выпускников организаций для детей-сирот к самостоятельному проживанию;
— сопровождения выпускников организация для детей-сирот в постинтернатный период и по завершении пребывания в замещающей семье;
29. Выпустить справочник («настольную книгу», руководство) руководителя организаций для детей-сирот и пособие для воспитателей и других сотрудников организаций для детей-сирот.
30. Разработать вариативную программу социально-психологического обследования воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
31. Разработать профессиональные компетенции специалистов, работающих в организациях для детей-сирот, психодиагностический инструментарий для их отбора при поступлении на работу, разработать и реализовать модульные программы их подготовки, включая директоров и заместителей директоров организаций, в том числе, связанных с обеспечением участия детей в решении вопросов, касающихся их жизни.
Министерству просвещения Российской Федерации:
1. С целью совершенствования практики работы школ приемных родителей:
— разработать дополнительные меры, обеспечивающие знакомство слушателей школ с опытом реальных приемных родителей, а также знакомства кандидатов с возможными кризисами и способами их преодоления;
— проанализировать практику дистанционного прохождения школ приемных родителей, с учетом существующих кейсов, при которых родители проходят школу формально, принять соответствующие меры по повышению качества такой подготовки;
— рассмотреть возможность проведения специализированных программ или включению в существующие программы Школ приемных родителей модулей, посвященных воспитанию детей подросткового возраста, детей с ОВЗ и инвалидностью, детей с ВИЧ и других категорий.
2. Рассмотреть целесообразность и возможность создания единой всероссийской базы приемных родителей и кандидатов в приемные родители, для обеспечения работы организаций для детей-сирот по активному поиску замещающей семьи для ребенка и реализации его индивидуального плана жизнеустройства.
3. Разработать, с участием экспертов и профильных некоммерческих организаций, алгоритм действий специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по активному поиску семьи для ребенка, а также внедрить общий стандарт по составлению и реализации индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка.
4. Разработать и внедрить в практику дополнительные программы повышения квалификации заместителей директоров, учителей и специалистов психологических служб образовательных учреждений, в которых проходят обучение дети из организаций для детей-сирот и приемных семей, направленные на повышение их осведомленности об особенностях психологии и педагогического сопровождения детей-сирот, а также способах работы с их учебной мотивацией и учебными трудностями.
5. Реализовать программы повышения финансовой и цифровой грамотности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях.
6. Для исключения необоснованной травматизации детей, вызванной перемещением из привычного окружения, разработать четкие критерии для перевода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из организации в организацию, а также сопутствующий порядок действий организаций и лиц, на которых возложена обязанность по реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, исключить переводы, связанные с юридическим статусом ребенка («ребенок-сирота», «ребенок, оставшийся без попечения родителей» и т. д.)
7. Ввести требование по обязательной подготовке детей к перемещению в семью, прописать соответствующий алгоритм и утвердить общий порядок знакомства ребенка и кандидатов в приемные родители (опекуны).
8. Ввести обязательное обучение специалистов учреждений, работающих непосредственно с детьми, технологиям подготовки детей к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство), к возвращению в кровную семью из учреждения.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
1. Принять комплекс мер по профилактике необоснованного и избыточного перемещения дееспособных молодых людей с инвалидностью, выпускников организаций для детей-сирот с инвалидностью и/или психическими заболеваниями, в стационары (дома для ветеранов труда, ПНИ) или оставления их в стационаре (отделения молодых инвалидов). Обеспечить меры по их переводу на сопровождаемое проживание, в том числе с участием некоммерческих организаций, готовых предложить такие ресурсы в регионе проживания или за его пределами.
2. Проанализировать существующую ситуацию и принять меры по избыточному лишению статуса дееспособности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих инвалидность. Принять меры по возвращению частичной или полной дееспособности детям, в отношении которых было принято необоснованное решение.
3. Совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России провести разъяснительную работу с ответственными сотрудниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по своевременному обновлению детям, имеющим инвалидность, ИПРА и возможностям получения ТСР. Провести мониторинг актуальности состояния ИПРА и получения необходимых реабилитационных услуг у детей, проживающих в организациях.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
1. Провести статистическое и всестороннее качественное исследование опыта использования льгот на получение высшего образования детьми из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причин преждевременного завершения обучения, отчисления, результатов обучения и дальнейшего трудоустройства, других последствий. По результатам исследования – принять меры по развитию психолого-педагогического сопровождения, наставничества, менторинга детей данной категории и при необходимости внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации.
2. Разработать и внедрить образовательную экосистему, обеспечивающую гибкую и современную профессиональную подготовку специалистов в сфере защиты семьи и детства на федеральном и региональном уровне, с учетом существующих запросов и дефицитов.
3. Провести исследования по развитию детей-сирот в условиях институционализации, при создании условий, приближенных к семейным.
Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1. Принять комплекс мер, повышающих качество диспансеризации, проводимой в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Разработать порядок предоставления и оказания высокотехнологической медицинской помощи (ВМП) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне зависимости от наличия соответствующих возможностей в регионе проживания, с учетом ресурсов клиник других регионов, а также клиник федерального подчинения. В частности проработать вопрос об организации для детей-сирот на регулярной основе телемедицинских консультаций в профильных федеральных центрах.
3. Разработать и реализовать целевые программы повышения качества стоматологической и психиатрической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
4. Реализовать комплекс мер, направленных на профилактику гипер- и гиподиагностики. Предварительно осуществить анализ наиболее часто встречающихся диагностических ошибок в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, обнаруженных путем проведения дополнительных медицинских осмотров.
5. Реализовать механизм, предоставляющий возможность детям, воспитывающимся в организациях для детей-сирот, получить независимое медицинское заключение по состоянию здоровья, в том числе психического.
6. При организации медицинского сопровождения детей-сирот рассмотреть возможность приобретения (по необходимости) и использования в организациях для детей-сирот с инвалидностью и ОВЗ современных средств реабилитации и диагностического оборудования (ЭЭГ, ЭКГ), позволяющих исключить перевозку, стресс и риски инфицирования несовершеннолетних при посещении лечебно-диагностических учреждений.
7. Проработать вопрос о формировании на базе региональных консультативно-диагностических центров специализированных многопрофильных бригад, оснащенных современным оборудованием, для проведения диспансеризации, скринингового осмотра, выработки маршрутизации диагностики заболеваний и лечения детей-сирот.
8. Внести изменения в Порядок содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 343н, предусмотрев возможность пребывания в домах ребенка детей, проживающих в семьях, в дневное время и круглосуточно пять дней в неделю, с возможностью содействия семьям в подвозе детей в дома ребенка и обратно.
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор):
Дополнительно провести анализ Санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и иных СанПинов, затрагивающих деятельность организаций для детей-сирот, на соответствие требованиям Постановления № 481 в части организации приготовления пищи в воспитательных группах. Осуществить соответствующую методическую и разъяснительную работу.
Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Министерству науки и высшего образования
Разработать методические материалы и организовать обучение специалистов опеки и попечительства и иных уполномоченных органов по выявлению нарушений Постановления Правительства РФ №481 и случаев жестокого обращения в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральной службе государственной статистики
Совместно с органами власти субъектов Российской Федерации, профильными ведомствами, научным, экспертным сообществом разработать и внедрить единую форму статистической отчетности (мониторинга) по организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая объединит все данные по числу учреждений, численности воспитанников, времени нахождения в организации, условиям жизни, числу перемещение и другим показателям, характеризующим реализацию целей и ценностей Постановления Правительства РФ №481.
Счетной Палате Российской федерации
Включить в План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2021 год пункт о проведении комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по оценке эффективности и целесообразности осуществляемых финансовых затрат из федеральных и региональных бюджетов по направлению помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также в отношении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. Проанализировать существующую практику помещения детей в специализированные учреждения по заявлению родителей, в контексте обнаруженных исследованиями противоречий и злоупотреблений. Реализовать комплекс мер, в том числе в части механизмов финансового обеспечения организаций, исключающих мотивацию помещения ребенка, исходящую не из его интересов, а из иных интересов администрации учреждений.
2. С целью преодоления противоречия в случаях работы на базе организаций для детей-сирот школ приемных родителей, служб сопровождения приемных семей и, как следствие, снижения количества детей в организациях, проработать и реализовать такой порядок выдачи государственного задания, которое не приводит к уменьшению ставок на специалистов сопровождения, из‑за уменьшения количества детей в учреждении. Государственное задание должно предусматривать возможность сохранение финансирования службам семейного устройства и сопровождения замещающих семей, при наличии таких служб в учреждении, в соответствии с ростом количества сопровождаемых семей.
3. Органам опеки и попечительства усилить контроль за качеством и реализацией 3-х сторонних соглашением между родителями (законными представителями), поместившими ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, организацией и органами опеки и попечительства, прежде всего в части сроков пребывания ребенка в данной организации и с учетом приоритета семейного окружения в воспитании.
4. С привлечением экспертного сообщества проработать вопрос о порядке посещения учреждений, в которых находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе центры содействия семейному устройству, дома ребенка, детские дома-интернаты и иные организации, представителями некоммерческих организаций, родственниками, кандидатами в приемные родители и иными категориями лиц с социально-ориентированной целью, а также определить порядок организации выездов за пределы данных учреждений, не связанных с отдыхом, с учетом потребностей детей в социализации, получении образования и решении задач по их семейному устройству и поступающих жалоб на недопущение указанных лиц в организации под разными предлогами, не имеющими оснований в законодательстве.
Верховному Суду Российской Федерации
Провести специальный Пленум, на котором рассмотреть актуальные вопросы по делам о семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о предоставлении указанным лицам мер государственной социальной поддержки.
Совету Федерации Российской Федерации:
Сенаторам Российской Федерации взять под личный контроль реализацию в регионах Постановления № 481, проанализировать текущую ситуацию, достижения и существующие проблемы. О результатах проинформировать Комитет Совета Федерации по социальной политике.
Государственной Думе Российской Федерации
Провести анализ актуальности и релевантности существующей ситуации и при необходимости доработать и принять проект федерального закона № 3138–6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Комитету Совета Федерации по социальной политике:
1. Направить рекомендации в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Роспотребнадзор, Генеральную прокуратуру Российской федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации для использования в работе и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Материалы круглого стола разместить на сайте Комитета.