Протокол совещания «О расширении сфер использования средств материнского (семейного) капитала для поддержки семей с детьми»
г. Москва, Совет Федерации, зал 701
14 апреля 2022 г.
Председательствовал: заместитель председателя
Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Васильевна Бибикова
Присутствовали: сенаторы Российской Федерации: Е.Б. Алтабаева,
Р.Ф. Галушина, А.Г. Жукова, А.И. Отке, И.А. Петина,
Т.А. Сахарова, Г.Н. Солодун, О.В. Хлякина, О.Н. Хохлова; Т.В. Буцкая,
первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам
семьи, женщин и детей; О.Ю. Баталина, первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации; Г.В. Петров, начальник
Департамента социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации;
Д.П. Бугаева, начальник отдела управления по надзору за соблюдением прав,
свобод и законных интересов несовершеннолетних Главного управления по надзору
за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, С.И. Штогрин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Выступили: Е.В. Бибикова, Т.В. Буцкая, С.И. Штогрин,
Д.П. Бугаева, О.В. Хлякина, Т.А. Сахарова, Г.Н. Солодун, А.Г. Жукова,
Е.О. Авдеева, О.Н. Хохлова, О.Ю. Баталина, Г.В. Петров.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ) установлены дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала (далее – МСК) гражданам Российской Федерации, независимо от их места жительства, при рождении (усыновлении) второго, третьего ребенка или последующих детей (начиная с 1 января 2007 года), а также рождении (усыновлении) первого ребенка (с 1 января 2020 года).
Лица, получившие государственный сертификат, могут распоряжаться средствами МСК в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий путем приобретения или строительства жилого помещения;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Практика показала необходимость и востребованность, а также стимулирующую роль данной меры социальной поддержки. С начала действия программы МСК территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации выдано 12,3 млн государственных сертификатов на МСК.
В течение всего периода реализации Федерального закона № 256-ФЗ программа МСК постоянно совершенствуется, в первую очередь по инициативе Президента Российской Федерации. Изменения направлены на стимулирование рождения в семье первого, второго ребенка и последующих детей, упрощение получения гражданами средств МСК, сокращение сроков осуществления административных процедур, связанных с реализацией права на МСК.
С целью совершенствования возможности использования средств МСК на уплату кредита (займа), выданного на приобретение (строительство) жилого помещения, предусмотрена возможность подачи заявления о распоряжении средствами МСК через кредитную организацию.
При этом лица, в чью собственность оформлено жилое помещение, приобретаемое с использованием средств МСК, обязаны оформить жилье в общую собственность родителей, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.
С 15 апреля 2020 года обеспечено формирование государственного сертификата на МСК в проактивном режиме на основании сведений о рождении ребенка, поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации из федеральной государственной информационной системы «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния» без истребования заявления от гражданина. За два года в беззаявительном порядке территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации выдано 1 757 453 электронных сертификата.
Дальнейшее развитие получило межведомственное электронное взаимодействие между уполномоченными органами разных уровней власти, организациями, позволяющее вывести на новый уровень процедуру получения сведений в случае распоряжения средствами МСК и обеспечить ей проактивный формат.
В результате в настоящее время порядка 60 процентов обращений граждан за государственной услугой по рассмотрению заявления о распоряжении средствами МСК предоставляется без посещения гражданами территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и МФЦ.
Несмотря на проводимую государственную политику по совершенствованию и расширению возможностей использования средств МСК в адрес Совета Федерации и Государственной Думы продолжают поступать обращения граждан, в которых высказываются следующие предложения:
— о снятии ограничения по сроку начала распоряжения средствами МСК в части обязательности достижения возраста трех лет ребенком, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
— об обеспечении равных возможностей расходования средств МСК для семей с одним ребенком и семей с двумя детьми в части получения ежемесячной выплаты из единого источника;
— о единовременной выплате остатков средств МСК, возникших после распоряжения владельцами государственного сертификата на МСК соответствующими средствами;
— о внесении изменений в механизм приобретения средств технической реабилитации с использованием электронных сертификатов;
— об установлении права на получение МСК усыновленных детей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами усыновителей;
— о возможности направлять средства МСК на:
оплату строительства жилья по договору долевого участия при приобретении у физического лица;
проведение капитального ремонта жилья, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства;
газификацию объекта индивидуального строительства путем безналичного перечисления указанных средств газораспределительной организации;
оплату услуг дошкольного образования, осуществляемых индивидуальными предпринимателями;
приобретение семейного автотранспортного средства и другое.
Поддерживая необходимость дальнейшего развития института материнского (семейного) капитала в целях создания более комфортных условий для получателей этих средств, участниками совещания предложено внимательно изучить поступающие предложения на предмет минимизации возможных рисков «обналичивания» средств МСК, исходя из того, что эти средства не заменяют вводимые на федеральном уровне меры социальной поддержки семей при рождении первых и последующих детей.
В ходе обсуждения сенаторами Российской Федерации, представителями Счетной палаты Российской Федерации, Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации высказаны мнения по представленным предложениям о возможном расширении направлений использования средств МСК. При этом, обращено особое внимание, что на протяжении последних лет Правительством Российской Федерации проводится целенаправленная системная работа по созданию целостной системы поддержки семей с детьми, которая охватывает нуждающиеся семьи, женщин, вставших на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, семьи с детьми от рождения до 18 лет.
Также следует отметить, что отдельные предложения по расширению перечня категорий граждан, имеющих право на получение средств МСК уже нашли свое отражение в федеральном законодательстве.
Так, принят Федеральный закон от 30 апреля 2022 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положениями которого право на дополнительные меры государственной поддержки в виде МСК распространяется на мужчин, граждан Российской Федерации, одиноко воспитывающих второго или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, а также первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей.
При этом ограничивается возможность получения МСК лицами, оставившими детей в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, и лицами, давшими письменное согласие на усыновление ребенка (за исключением согласия на его усыновление отчимом).
Государственной
Думой 20 апреля 2022 года принят в первом чтении проект федерального закона
№ 839769–7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ „О дополнительных мерах государственной поддержки
семей, имеющих детей“ (в части оплаты услуг дошкольного образования,
осуществляемых индивидуальными предпринимателями). На рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона № 102484–8 „О единовременной выплате из остатков средств материнского (семейного) капитала,
возникших после распоряжения владельцами государственного сертификата на материнский
(семейный) капитал соответствующими средствами“.
В целях дальнейшего развития программы МСК, участники совещания р е ш и л и:
1. Принять к сведению информацию Счетной палаты Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации о предложениях по дальнейшему развитию программы МСК.
2. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации в весеннюю сессию 2022 года принять проект федерального закона № 839769–7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ „О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“ (в части оплаты услуг дошкольного образования, осуществляемых индивидуальными предпринимателями).
3. Рекомендовать Минтруду России:
— проанализировать высказанные в ходе обсуждения предложения о возможном расширении направлений использования средств МСК и представить в адрес Комитета Совета Федерации по социальной политике позицию о целесообразности внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации;
— рассмотреть возможность размещения на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации данной позиции в целях усиления информированности населения;
— проработать вопрос об усилении контроля при проведении оценки и обследования жилого помещения, планируемого к приобретению заявителем, при рассмотрении заявления о распоряжении средствами (частью средств) МСК для улучшения жилищных условий в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан;
— проработать вопрос о возможности возврата в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации средств МСК, направленных для покупки квартиры, в случае ее продажи (по аналогии с возвратом средств МСК, направленных на оплату обучения ребенка, в случае расторжения договора об оказании образовательных услуг).
4. Рекомендовать сенаторам Российской Федерации совместно с депутатами Государственной Думы проработать вопросы о возможности использования средств (части средств) МСК на осуществление мероприятий по проведению капитального ремонта жилья, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, а также по подключению (технологическому присоединению), в том числе реконструируемого, к сетям газораспределения в пределах границ земельного участка.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Е.В. Бибикова