Протокол совещания «О ходе исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части реализации жилищных прав лиц из числа детей-сирот»
г. Москва, Совет Федерации, зал 701
15 декабря 2022 г.
Председательствовал: Хохлова Ольга Николаевна, член Комитета Совета Федерации по социальной политике, полномочный представитель Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Присутствовали: сенаторы Российской Федерации Г.Н. Солодун, (зал), А.Д. Башкин, (вкс); А.П. Аккуратова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (вкс); С.Г. Кравчук, заместитель директора Департамента жилищной политики Минстроя России (вкс); Ю.В. Давыдов, начальник отдела Департамента бюджетных отношений Минфина России (вкс); И.А. Ребрина, начальник управления Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации (вск); С.И. Штогрин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации (зал); Д.В. Желудков, заместитель начальника Управления по организации исполнительного производства Федеральной службы судебных приставов (зал); К.В. Венников, секретарь комиссии по регулированию вопросов обеспечения жильем детей-сирот Общественного совета при Минстрое России (вкс); С.Г. Овсянкин, заместитель директора подразделения «Государственные программы в жилищной сфере АО „ДОМ.РФ“ (вкс); Н.В. Куц, заместитель начальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (вкс); В.А. Куимов, заместитель губернатора Владимирской области (вкс); Д.Н. Куцзнецова, министр образования и науки Мурманской области (вкс).
Выступили: О.Н. Хохлова, В.А. Куимов, Д.Н. Кузнецова, С.Г. Кравчук, С.Г. Овсянкин, Г.Н. Солодун, А.П. Аккуратова, С.И. Штогрин, Ю.В. Давыдов, И.А. Ребрина, Д.В. Желудков, Н.В. Куц.
Решение жилищного вопроса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа (далее – дети-сироты, лица из их числа), остается острейшей проблемой для всех субъектов Российской Федерации.
Продолжается рост численности граждан этой категории, у которых право на обеспечение жильем уже наступило, но не реализовано (это лица от 18 лет и старше). По состоянию на конец ноября 2022 года – порядка 208 630 человек, из них более 87,5 тысяч человек – лица старше 23 лет (данные Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Для ликвидации имеющейся задолженности перед сиротами необходимо 320 млрд рублей дополнительного финансирования. По прогнозам Счетной палаты Российской Федерации к 2024 году эта сумма может составить уже 490 млн рублей дополнительного финансирования.
При этом отмечается ежегодное уменьшение количества граждан, обеспеченных жильем. По данным ЕГИССО на конец 2022 года обеспечено жильем 17 891 человек (в 2021 году жилыми помещениями обеспечено 21 717 человек), тогда как в последние три года это количество составляло порядка 25 000 – 26 000 человек, при этом почти половина от этого количества – на основании судебных решений, вступивших в законную силу.
Необходимо отметить, что многие регионы пытаются задействовать все свои возможности в поиске решений, вносят изменения в региональные законодательства, разрабатывают региональные программы по ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа.
В частности, в 35 субъектах Российской Федерации для лиц из числа детей-сирот уже реализуются программы по выдаче жилищного сертификата.
Комитетом Совета Федерации по социальной политике 21 марта 2022 года проведено совещание на тему «Реализация жилищных прав детей-сирот: проблемы и пути решения», на котором участниками совещания были обозначены общие проблемы, с которыми сталкиваются практически все регионы при реализации полномочий по обеспечению жильем детей-сирот:
— отсутствие в муниципальных образованиях достаточного количества предложений по благоустроенным однокомнатным квартирам на первичном и вторичном рынках жилья;
— рост стоимости благоустроенных жилых помещений;
— длительность процедуры проведения торгов и поиска жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным законодательством;
— недостаточность денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации на указанные цели;
— расхождение нормативов стоимости квадратного метра жилья с его фактической стоимостью;
— отсутствие единого алгоритма действий по учету и обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и другое.
Практически всеми регионами поднимается вопрос о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения до двух или трех лет в случае социальной адаптации лица из числа детей-сирот, в том числе старше 23 лет. Для лиц этой категории предлагается ввести единовременную денежную выплату (жилищный сертификат) вместо фактического предоставления жилого помещения.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации в целях совершенствования законодательства в области обеспечения детей-сирот благоустроенным жильем Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 261079–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, направленный на расширение форм и механизмов обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями. В частности, предлагается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на приобретение жилого помещения за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Обсудив вопросы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, участники совещания решили:
1. Принять к сведению информацию Минстроя России, Минпросвещения России, Минфина России, АО «ДОМ.РФ», Счетной палаты Российской Федерации, ФССП, субъектов Российской Федерации по решению жилищного вопроса для детей-сирот.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) при разработке проекта федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов рассмотреть возможность увеличения объемов софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление жилья детям-сиротам.
2) упростить процедуры закупки жилых помещений для детей-сирот на вторичном рынке (внесение изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части возможности приобретать жилые помещения у физических лиц без проведения конкурса);
3) разработать механизм компенсации расходов для детей-сирот и лиц из их числа, своевременно не получивших жилье, на его аренду и оплату жилищно-коммунальных услуг;
4) предусмотреть возможность интеграции единой информационной системы жилищного строительства и Единой государственной информационной системы социального обеспечения в целях создания Единого цифрового реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и единой системы учета и планирования специализированного жилищного фонда (внесение изменений в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Срок – декабрь 2023 года.
3. Рекомендовать Минстрою России, АО «ДОМ.РФ» совместно с органами государственной власти Российской Федерации подготовить предложения по изменению законодательства Российской Федерации, необходимому для масштабирования единой системы учета специализированного жилищного фонда на всю территорию Российской Федерации по итогу пилотного проекта.
Срок – декабрь 2023 года.
4. Профильным комитетам Совета Федерации продолжить работу по осуществлению мониторинга реализации норм законодательства Российской Федерации в отношении соблюдения жилищных прав детей-сирот.
Срок – весь период.
Член Комитета Совета Федерации по социальной
политике,
полномочный представитель Совета Федерации
по взаимодействию с Уполномоченным при
Президенте Российской Федерации по правам ребенка
О.Н. Хохлова