Рекомендации
В ходе «круглого стола» участники обсудили вопросы медицинской профилактики как ключевого элемента сохранения и укрепления здоровья населения, а также вопросы гигиенического воспитания граждан.
Отметили, что профилактика неинфекционных заболеваний — это не только медицинские вопросы, но и вопросы социальные.
Одной из национальных целей развития, определённых Указом Президента Российской Федерации, является сохранение населения, здоровье и благополучие людей. К 2030 году планируется достижение целевого показателя по повышению ожидаемой продолжительности жизни населения до 78 лет.
Профилактике, как ключевому элементу охраны здоровья населения в Российской Федерации в последние годы уделяется особое внимание.
Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года № 254, определяя профилактику заболеваний в числе основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации, выделяет для её решения, в частности, такие направления как:
— формирование системы мотивации граждан, особенно детей и лиц трудоспособного возраста, к ведению здорового образа жизни, к переходу на здоровое питание, в том числе в целях снижения риска развития алиментарно зависимых заболеваний;
— формирование эффективной системы профилактики заболеваний, предусматривающей ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан, а также обеспечивающей охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами, проводимыми не реже одного раза в год;
— совершенствование системы охраны здоровья работающего населения, выявления и профилактики профессиональных заболеваний;
— совершенствование деятельности по профилактике инвалидизации граждан.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет приоритет профилактики в сфере охраны здоровья в числе основных принципов охраны здоровья, определяя при этом «профилактику» как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
В целях реализации положений Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года приказом Минздрава России от 15 января 2020 года № 8 утверждена Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года, целью которой является снижение заболеваемости и предотвратимой смертности от неинфекционных заболеваний, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счёт увеличения доли лиц, ведущих здоровый образ жизни.
На формирование здорового образа жизни граждан направлена также Информационно-коммуникационная стратегия по борьбе с потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции на период до 2030 года, утверждённая приказом Минздрава России от 29 марта 2021 года № 262, которой определены задачи повышения уровня информированности граждан в отношении негативных последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и отказу от потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни являются одним из направлений Государственной программы «Развитие здравоохранения». Повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом, профилактика профессиональных заболеваний выделены в качестве приоритетов программы.
Реализация задач, обозначенных в программе, осуществляется путем выполнения мероприятий национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», направленных на повышение продолжительности жизни, укрепление общественного здоровья.
В ходе реализации национального проекта «Здравоохранение» за три квартала 2021 года в клинические рекомендации включено 35 новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Реализуется коммуникационный проект, направленный на профилактику, раннее выявление и повышение приверженности к лечению онкологических заболеваний. Осуществляется поддержка и развитие официального портала Минздрава России Onco-life.ru об онкологических заболеваниях (их факторах риска, профилактике, диагностике и лечении).
Любое хроническое неинфекционное заболевание начинается с факторов риска. Важную роль в предупреждении неинфекционных заболеваний играет медицинская профилактика, которая включает диспансеризацию и профилактический осмотр.
Следует сказать, что эволюция нормативных документов и отношение к проведению медицинской профилактики существенно меняются. Все больше расширяется спектр скрининговых анализов. Так, в последней редакции порядка по проведению диспансеризации взрослого населения заложен скрининг не только по сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, но и семь локализаций рака.
Диспансеризация направлена на выявление факторов риска или раннее выявление заболевания. При выявлении заболевания необходимо вести пациента. Это тоже профилактика, но уже вторичная. И здесь работают схемы приоритизации, которые в основном направлены на коморбидных пациентов.
Большое значение для повышения продолжительности жизни населения имеет профилактика сердечно-сосудистых заболеваний (далее — ССЗ), которые по оценкам Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) занимают первое место в структуре смертности населения и являются одной из основных причин инвалидизации. При этом ведущую роль в развитии ССЗ играют «поведенческие факторы».
Также в рамках национального проекта «Здравоохранение» проводится популяционная профилактика по снижению уровня потребления табака и алкоголя, увеличению числа людей, ведущих здоровый образ жизни. Кроме того, в перечень исследований и иных медицинских вмешательств при углублённой диспансеризации включены обследования на выявление сердечно-сосудистых осложнений, которые могут возникать после перенесённого COVID-19.
В рамках национального проекта «Демография» реализуется федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». В ходе выполнения его мероприятий в 2020 году всеми регионами обеспечено внедрение модели организации и функционирования центров общественного здоровья и медицинской профилактики.
В Минздраве России работает горячая линия по вопросам укрепления здоровья. В 2021 году на нее поступило 1,3 млн звонков. В 2021 году количество граждан, которые обратились в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни, превысило 2,2 млн человек. Просветительские мероприятия охватили 17 млн человек.
В рамках проекта ведется работа по улучшению качества питания населения. Роспотребназором осуществляется контроль за качеством продуктов питания, реализуемых магазинами, а также приняты новые санитарные правила и нормы, направленные на повышение качества пищевой продукции. Оборудовано 89 испытательных лабораторных центров, в которых исследуются 15 групп пищевой продукции, каждая по 10–15 показателям.
Важным направлением является просветительская и информационная работа с населением в сфере здорового питания. Создан и развивается портал «здоровое-питание.рф», специальные онлайн-проекты «школа.здоровое-питание.рф», «рецепты.здоровое-питание.рф», «Карта питания России», а также страницы проекта в социальных сетях.
Запущен информационный ресурс «4 сезона – тарелка здорового человека», который предоставляет широкий набор сервисов по здоровому питанию. В настоящее время доступно около 30 программ питания, предусмотрена возможность вести персональный дневник питания.
К информационной работе по популяризации принципов здорового и качественного питания привлечены крупнейшие производители и торговые сети. За два года к проекту присоединились более 125 млн человек, посетителями сайта «здоровое-питание.рф» стали более 92 млн человек, охват социальных сетей составил более 48 млн человек.
Следует отметить, что рацион питания обязательно должен включать, наряду с традиционными продуктами, достаточно большой объем специализированных продуктов.
Создание специализированных продуктов поможет и поднять адаптационный потенциал детского и взрослого населения, и обеспечить тот необходимый оптимальный уровень обеспеченности всеми незаменимыми факторами питания на фоне невысокой калорийности, адекватной энерготратам.
Для достижения национальных целей развития Российской Федерации, увеличения ожидаемой продолжительности и повышения качества жизни населения страны необходима разработка и широкое внедрение специализированной пищевой продукции целевого назначения. Значительная часть ее ассортимента на продовольственном рынке России до недавнего времени была сформирована за счет импорта.
Для увеличения отечественного производства и повышения физической и экономической доступности такой продукции для населения необходимо совершенствование законодательной, нормативной и методической базы, регламентирующей производство и оборот специализированных пищевых продуктов, направленное на обеспечение государственной поддержки их разработчиков и производителей.
С целью практического внедрения и коммерциализации результатов фундаментальных и прикладных исследований в области высокотехнологичных производств новых видов пищевой продукции целевого назначения ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» полагает целесообразным консолидацию базовых научных центров с профильными организациями, отраслевыми союзами и индустриальными партнерами. Примером такой консолидации является созданный РАН Консорциум «Здоровьесбережение, питание, демография», участниками которого являются более 50 научно-исследовательских институтов и предприятий пищевой индустрии. Сформирован уникальный исследовательский комплекс полного цикла: от фундаментальных и поисковых исследований в области приоритетных направлений медицины и нутрициологии, прикладных исследований по созданию технологий новых видов пищевой продукции и ингредиентов, доклинической и клинической оценки эффективности, разработки инновационных технологий профилактики и лечения алиментарно-зависимых заболеваний с применением таких продуктов, до их широкомасштабного производства.
В рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» организовано проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров пожилых граждан. С 2020 года в программу диспансеризации включены дополнительные скрининги для людей старше 65 лет, в том числе на определенные виды рака, возникающие только в старческом возрасте.
С 2021 года в федеральный проект «Старшее поколение» включен как отдельный результат «комплекс мер по профилактике падений и переломов», разработанный Минздравом России. Программа запущена в качестве пилотного проекта уже в семи регионах (Пермский край, Республика Башкортостан, Самарская, Калужская, Воронежская, Белгородская, Волгоградская области). В дальнейшем программа будет реализована во всех медицинских организациях страны, что, по оценкам, поможет сохранить до 30 тысяч жизней в год.
Вклад в развитие профилактики заболеваний вносят новейшие технологии. Так, экспертами обсуждается расширение использования преконцепциального скрининга – генетического исследования на носительство и распространение наследственных болезней, которое проводят парам, планирующим рождение ребенка. В случае если оба супруга являются носителями генетических мутаций, но хотят иметь здорового ребенка, специалисты рекомендуют проводить процедуру экстракорпорального оплодотворения с последующим преимплантационным генетическим тестированием эмбрионов, что гарантирует родителям возможность иметь здорового малыша.
Важное значение в вопросах профилактики имеют мероприятия по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Профилактика в сфере охраны здоровья осуществляется также путем проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), которые включают мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», а также гигиенического воспитания и обучения граждан.
Кроме того, на «круглом столе» обсуждались вопросы важности роли санаторно-курортного лечения в укреплении общественного здоровья и влияния доступности алкоголя и табака на рост неинфекционных заболеваний.
Участниками круглого стола отмечена особая важность работы по повышению информированности о здоровом образе жизни и уровня медицинской грамотности населения.
Отдельно отмечено, что для создания здоровьесберегающей среды необходимо формирование у населения мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ее реализации.
Таким образом, три составляющие профилактики, а именно: популяционная профилактика или общественное здоровье, медицинская профилактика или диспансеризация и профилактический осмотр и диспансерное наблюдение, составляют основу создания профилактической среды, и соответственно, создают основу для увеличения продолжительности жизни. Системная работа государства, профессионального сообщества и общественных организаций, направленная на профилактику, санитарно-гигиеническое просвещение населения, позволит укрепить здоровьесбережение нации.
Вместе с тем существует ряд проблем в проведении медицинской профилактики и формировании приверженности населения здоровому образу жизни.
Так, часто выявляется формальный подход медицинских работников к проведению диспансеризации. У граждан не сформирована потребность в ежегодном её прохождении.
Экспертами отмечено, что необходимо пропагандировать среди граждан прохождение ежегодной диспансеризации. Одна из актуальных задач – мотивировать молодежь к прохождению диспансеризации.
В большинстве субъектов Российской Федерации сохраняется дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала, что затрудняет проведение медицинскими работниками профилактической работы.
Следует отметить, что с учетом опыта борьбы с новой коронавирусной инфекцией, специалисты обращают внимание на важность соблюдения принципа паритетности инфекционных и неинфекционных заболеваний при определении векторов текущей работы и потенциального развития системы здравоохранения.
Эксперты рекомендуют также с целью совершенствования методов профилактики осложнений неинфекционных болезней активизировать деятельность Школ здоровья (для пациентов с сахарным диабетом, с гипертонической болезнью и др. заболеваниями) в медицинских организациях.
Минздрав России фиксирует, что за 10 лет количество потребляемого россиянами алкоголя снизилось на 40%. При этом алкоголизм – причина травм, инвалидизации и смертности, критически влияет на распространение сердечно-сосудистых заболеваний. Однако в 2021 году положительная динамика приостановилась, что может свидетельствовать о необходимости принятия дополнительных мер.
В целях укрепления общественного здоровья, организации работы по просвещению населения, а также расширения комплекса мероприятий, направленных на формирование мотивированного подхода граждан к сохранению здоровья, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
— ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 11010–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения“ (внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации Г.Н. Кареловой, И.Ю. Святенко, Ю.В. Архаровым, В.И. Круглым), уточняющего содержание санитарно — гигиенического просвещения и перечень субъектов его осуществляющих, а также наделяющий социально ориентированные некоммерческие организации и добровольческие (волонтерские) организации правом на оказание содействия осуществлению санитарно-гигиенического просвещения населения.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Рассмотреть возможность ограничения для рекламы продуктов питания с высоким содержанием сахара, насыщенных жиров и натрия в средствах массовой информации, включая Интернет, и введения обязательной маркировки для таких продуктов.
2.2. Вернуться к рассмотрению вопроса о целесообразности введения акцизов на безалкогольные напитки, содержащие сахар или другие подсластители.
3. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
3.1 Рассмотреть и проработать вопросы, касающиеся увеличения минимально допустимого возраста розничной продажи алкогольной продукции и табака до 21 года.
3.2 В целях реализации принципов клиентоцентричности в оказании медицинской помощи рассмотреть вопрос о включении показателя «удовлетворенность качеством проведения диспансеризации» в показатели и критерии оценки эффективности деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения и его руководителя, рекомендованные приказом Минздрава России от 28.06.2013 № 421.
4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации:
— проработать вопрос внесения в Перечень специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 1061, клинической специальности «Медицинская профилактика».
5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
—организовать работу, направленную на повышение осведомленности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, правильного питания, отказа от употребления алкоголя и табакокурения.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Ю.В. Архаров