Протокол совещания «Реализация жилищных прав детей-сирот: проблемы и пути решения»
г. Москва, Совет Федерации, зал 700
21 марта 2022 г.
Председательствовал: заместитель Председателя Совета Федерации Карелова Галина Николаевна
Присутствовали: И.Ю. Святенко, председатель Комитета Совета Федерации; В.С. Тимченко, председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности; А.А. Шевченко, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; Ю.С. Гордеев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Л.П. Фальковская, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации (вкс); С.Ю. Орлова, аудитор счетной палаты Российской Федерации; С.И. Штогрин, аудитор счетной палаты Российской Федерации; А.В. Ниденс, заместитель генерального директора АО «ДОМ.РФ»; В.В. Васильев, и. о. директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (вкс); О.А. Брыксина, начальник Управления по организации исполнительного производства Федеральной службы судебных приставов (вкс); Д.В. Федулов, начальник отдела земельного, жилищного и градостроительного законодательства Департамента экономического законодательства Министерства юстиции Российской Федерации (вкс); Д.П. Бугаева, начальник отдела управления по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних ГУ по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации (вкс); С.Ю. Балакирева, министр образования Кузбасса (вкс); В.В. Емельянова, первый заместитель губернатора Псковской области (вкс); В.А. Куимов, и. о. директора Департамент образования Владимирской области (вкс); А.И. Головань, исполнительный директор Попечительского совета Благотворительного центра «Соучастие в судьбе»; сенаторы Российской Федерации: Е.О. Авдеева, Е.Б. Алтабаева, А.А. Базилевский, С.В. Безденежных, С.В. Березкин, Е.В. Бибикова, Ю.К. Валяев, А.Г. Варфоломеев, С.В. Горняков, В.Ф. Городецкий, А.В. Гусаковский, О.Н. Епифанова, О.С. Забралова, В.В. Зобнев, С.Н. Колбин, Д.Г. Кузьмин, Е.Б. Мизулина, В.В. Наговицын, А.И. Отке, М.Н. Павлова, Д.С. Перминов, И.А. Петина, Н.П. Семисотов, Л.Н. Скаковская, Г.Н. Солодун, П.Н. Тултаев, О.Н. Хохлова, А.В. Чернышёв, Е.Б. Шумилова.
Выступили: Г.Н. Карелова, Ю.С. Гордеев, Е.Б. Мизулина, Е.В. Бибикова, Д.Г. Кузьмин, Л.П. Фальковская, С.И. Штогрин, А.В. Ниденс, А.А. Шевченко, В.В. Емельянова, С.Ю. Орлова, С.Б. Балакирева, В.В. Наговицын, В.А. Куимов, Д.П. Бугаева, Ю.К. Валяев, Г.Н. Солодун, Е.Б. Алтабаева.
Решение жилищного вопроса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, остается острейшей проблемой для всех субъектов Российской Федерации.
Продолжается рост численности граждан этой категории, у которых право на обеспечение жильем уже наступило, но не реализовано (это лица от 18 лет и старше). По состоянию на 21 марта 2022 года — 216 583 человека, из них порядка 90 778 человек – лица старше 23 лет (данные Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Для ликвидации имеющейся задолженности перед сиротами необходимо более 490 млрд рублей дополнительного финансирования.
При этом отмечается ежегодное уменьшение количества граждан, обеспеченных жильем. По информации Минпросвещения России в 2021 году жилыми помещениями обеспечено 21 717 человек, тогда как в последние три года это количество составляло порядка 25 000 – 26 000 человек, при этом почти половина от этого количества – на основании судебных решений, вступивших в законную силу.
Остаются нерешенными общие проблемы, с которыми сталкиваются практически все регионы при реализации полномочий по обеспечению жильем детей-сирот:
— отсутствие в муниципальных образованиях достаточного количества предложений по благоустроенным однокомнатным квартирам на первичном и вторичном рынках жилья;
— рост стоимости благоустроенных жилых помещений;
— длительность процедуры проведения торгов и поиска жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным законодательством;
— недостаточность денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации на указанные цели;
— расхождение нормативов стоимости квадратного метра жилья с его фактической стоимостью;
— отсутствие единого алгоритма действий по учету и обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и другое.
Субъекты Российской Федерации при приобретении жилых помещений для детей-сирот не имеют возможности заключать договор участия в долевом строительстве на этапе его начала в отношении жилых помещений, строительство которых не ограничено одним финансовым годом. В связи с установленным годовым сроком лимитов бюджетных обязательств использование механизма эскроу-счетов для закупки жилья для детей-сирот на этапе строительства не реализуемо.
Пока не решен вопрос, позволяющий сиротам использовать для оплаты превышения норм площади жилых помещений собственные средства, в том числе средства материнского (семейного) капитала, что крайне важно для граждан, имеющих семью и детей.
Также требуется дальнейшее упрощение процедуры закупки на вторичном рынке (внесение изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
До сих пор не внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, положения которого направлены на расширение форм и механизмов обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями. В частности, предлагается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на приобретение жилого помещения за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
С 2019 года Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведется работа по разработке поэтапной программы ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа с указанием источников финансового обеспечения, в том числе за счет дополнительного финансирования из средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, включая нераспределенные на конец года остатки. Однако до настоящего времени программа не утверждена.
Актуализирована государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». С 2021 года Минстрой России — главный распорядитель бюджетных средств федерального бюджета мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа.
Обсудив вопросы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, участники совещания решили:
1. Принять к сведению информацию Минстроя России, Минпросвещения России, АО «ДОМ.РФ», Счетной палаты Российской Федерации по решению жилищного вопроса для детей-сирот.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) Ускорить принятие поэтапной программы ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, включив в нее мероприятия, позволяющие:
— использовать средства федерального бюджета на участие в долевом строительстве в отношении жилых помещений, строительство которых не ограничено одним финансовым годом, и оплата которых предусматривается по счетам эскроу;
— проработать вопрос о снятии установленного для субъектов Российской Федерации ограничения в 25 процентов количества квартир, предоставляемых в одном многоквартирном доме, в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— использовать для оплаты превышения норм площади жилых помещений собственные средства, в том числе средства материнского (семейного) капитала;
— упростить процедуры закупки жилых помещений для детей-сирот на вторичном рынке (внесение изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части возможности приобретать жилые помещения у физических лиц без проведения конкурса);
— использовать жилищные фонды, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти и неиспользуемых ими по назначению, в целях формирования фонда специализированных жилых помещений временного пребывания (так называемых социальных гостиниц) в целях обеспечения детей-сирот жильем на период ожидания положенного по закону жилого помещения;
— сохранять лицам из числа детей-сирот постоянную регистрацию в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до обеспечения их жилыми помещениями;
— разработать механизм компенсации расходов детей-сирот и лиц из их числа, своевременно не получивших жилье, на его аренду и оплату жилищно-коммунальных услуг;
— усилить контроль за сохранностью закрепленного за детьми-сиротами жилья.
Срок – июнь 2022 года
2) Ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, положения которого направлены на расширение форм и механизмов обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями.
Срок – апрель 2022 года
3) При разработке проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов увеличить объемы софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление жилья детям-сиротам.
Срок – декабрь 2022 года
3. Рекомендовать Минстрою России проинформировать Совет Федерации о результатах работы с субъектами Российской Федерации, проведенной по перезаключению соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при реализации мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок – апрель 2022 года
4. Рекомендовать Минстрою России совместно с АО «ДОМ.РФ» подготовить и утвердить план мероприятий (»дорожную карту») по созданию единой системы учета специализированного жилищного фонда на платформе единой информационной системы жилищного строительства предусмотрев внесение изменений в соответствующие правовые и нормативные правовые акты. Проинформировать о результатах до 1 июня 2022 года.
5. Рекомендовать Минстрою России, АО «ДОМ.РФ» совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации определить перечень пилотных регионов (не менее 10) для применения единой системы учета специализированного жилищного фонда: ведение учета, определение потребности в жилых помещениях в среднесрочной и долгосрочной перспективах, а также определение возможных источников и механизмов его наполнения в разрезе конкретной территории (субъекта Российской Федерации).
Срок – май 2022 года
6. Рекомендовать полномочному представителю Совета Федерации в Правительстве Российской Федерации, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.В. Наговицыну сопровождение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (по предложению председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко).
7. Профильным комитетам Совета Федерации продолжить:
— мониторинг исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей от 30 ноября 2020 года на тему «Поддержка и развитие института семьи и профилактика социального сиротства» (№ Пр-355 от 5 марта 2021 года).
— работу по осуществлению мониторинга реализации норм законодательства Российской Федерации в отношении соблюдения жилищных прав детей-сирот.
Заместитель Председателя Совета Федерации
Г.Н. Карелова