«Круглые столы»

«Востребованность молодых специалистов в социальной сфере: реалии и перспективы»

Рекомендации

За последние годы в законодательство Российской Федерации внесен ряд изменений в целях поддержки молодежи, а также создания условий для ее комплексного развития. Федеральным законом «О молодёжной политике в Российской Федерации» было закреплено понятие «молодой специалист», гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией.В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в декабре 2021 года Правительством Российской Федерации утверждена Долгосрочная программа содействия занятости молодёжи до 2030 года (далее — Программа), нацеленная на создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодых людей. Программой предусмотрены 32 мероприятия, которые сгруппированы по 4 основным направлениям. Предполагается, что в рамках реализации Программы прямыми мерами поддержки будут ежегодно охвачены до 200 тыс. человек.Согласно Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 года
№ 1032- 1»О занятости населения в Российской Федерации» граждане в возрасте от 18 до 25 лет, являющиеся выпускниками вузов и колледжей и ищущие работу в течение года с момента окончания образовательной организации, отнесены к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Для таких граждан осуществляются специальные мероприятия в области содействия занятости. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы о квотировании рабочих мест, действие которых распространяется, в том числе, на молодых граждан. Как правило, в число «квотируемых» категорий входят несовершеннолетние граждане, выпускники колледжей и вузов, а также молодые люди, нуждающиеся в особой социальной защите.

В 2022 году запущена программа субсидирования найма молодых работников до 30 лет. Правительство Российской Федерации также расширило программу бесплатного переобучения граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Помимо людей старше 50 лет и женщин с маленькими детьми, обучение могут проходить молодые люди до 35 лет. Обучение в рамках проекта осуществляется, в том числе, по практико-ориентированным программам Академии развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия), инфраструктура которой включает 1 753 образовательные организации в 85 регионах страны.

Создана целая сеть различных проектов, программ, эффективно зарекомендовавших себя в сфере содействия занятости молодежи. Например, «Развитие системы поддержки молодежи» (»Молодежь России») в рамках национального проекта «Образование», Всероссийский конкурс лучших практик трудоустройства молодёжи, проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», проект «Больше, чем работа». В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» функционируют центры опережающей профессиональной подготовки. На решение кадровых проблем и профориентацию молодёжи ориентирована платформа «Россия — страна возможностей». Одним из флагманских проектов платформы является Всероссийская олимпиада «Я — профессионал» для студентов разных направлений подготовки (технических, социально-экономических, естественно-научных, педагогических, аграрных и медицинских). В 2022 году стартовала программа «Профессионалитет». Среди ключевых направлений проекта — создание образовательно–производственных центров (кластеров), которые представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики (по приоритетным направлениям: атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение (в том числе авиа- и судостроение), химическая промышленность, сельское хозяйство, лёгкая промышленность и фармацевтическая отрасль).

Важной составной частью учебного процесса, в результате которого осуществляется подготовка студентов к профессиональной деятельности, является практика студентов. С целью организации взаимодействия между образовательными организациями, работодателями, студентами и выпускниками на портале «Работа в России» запущен специальный сервис — «Практики и стажировки», который предназначен для взаимодействия между образовательными организациями, работодателями, студентами и выпускниками при организации стажировок и практик. На платформе «Россия — страна возможностей» действует проект «Профстажировки 2.0». Одним из направлений обеспечения занятости студентов вузов во время обучения является движение студенческих трудовых отрядов.С сентября 2020 года обеспечена реализация программы по трудоустройству выпускников на научно-исследовательские позиции в ВУЗы и научные организации.Эффективным инструментом кадровой работы, направленной на передачу знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника менее опытному для обеспечения профессионального становления, является наставничество, который активно реализуется в отраслях социальной сферы. Так, например, Национальной Ассоциацией Заслуженных врачей реализуется проект «Наставничество в медицинской среде», который ставит целью возрождение и организацию системы наставничества среди врачей как «действенного средства повышения профессионального и нравственного уровня врачебного сообщества». С целью ликвидации дефицита медицинских кадров с 22 августа 2022 года в бригадах скорой помощи могут работать студенты и выпускники медицинских вузов. Особый порядок будет действовать до конца 2023 года. В социальной сфере широко используется целевой набор на обучение.В целях привлечения кадров в сельскую местность, а также в целях увеличения числа рабочих мест во внебюджетном секторе экономики и увеличения численности занятых в сегменте малого и среднего предпринимательства, реализуется федеральный проект «Содействие занятости сельского населения», предусматривающий возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям и переработчикам, осуществляющим деятельность на сельских территориях, а также специальные федеральные программы, такие как «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Земский учитель». В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» реализуется программа грантовой поддержки молодых предпринимателей. В рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» начата апробация комплексного подхода по карьерному сопровождению молодёжи, включая развитие предпринимательских инициатив, и индивидуальное сопровождение развития предпринимательской деятельности (проект «Страна мастеров»).Таким образом, в государстве в целом сложилась и действует комплексная система поддержки молодежи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности молодежи учитываются при реализации программ социально-экономического развития.Вместе с тем, в 2021 году (пост-пандемический период) экспертами был зафиксирован ощутимый спад спроса на молодых специалистов. Негативное влияние на ситуацию на рынке труда оказали, в том числе ведение против Российской Федерации экономических санкций, а также негативные демографические тенденции — сокращение доли лиц молодого возраста в структуре населения, к 2030 году группа населения 29–39 лет сократится на 25%. Согласно прогнозам по развитию рынка труда, сделанным в ходе разработки Правительством Российской Федерации стратегических инициатив социально-экономического развития России до 2030 года, молодежь должна стать ключевой возрастной группой с точки зрения обеспечения ускоренного развития страны.По информации Минтруда России, несмотря на достижения в сфере поддержки молодежной занятости, в России сохраняются проблемы молодежной безработицы, дефицит рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования, высокий уровень вовлеченности молодежи в неформальный сектор, временная занятость. Изменения на рынке труда, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.Учитывая изложенное, участниками «круглого стола» принято решение РЕКОМЕНДОВАТЬ:

1. Принять к сведению информацию докладчиков и выступающих.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить рассмотрение в период осенней сессии 2022 года проекта федеральных закона № 162738–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ (в части возможности трудоустройства обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования).

3. Правительству Российской Федерации:

продолжить работу по обеспечению реализации мероприятий, запланированных в рамках Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года;

продолжить работу, направленную на популяризацию профессий социальной сферы;

рассмотреть вопросы:

— о проведении широкой разъяснительной работы и информировании молодежи о реальной конъюнктуре рынка труда;

— о принятии комплекса дополнительных мер, направленных на привлечении несовершеннолетних граждан к легким формам труда с учетом соблюдения требований по безопасности условий труда;

рассмотреть возможность:

— закрепления в законодательстве понятия «молодёжное предпринимательство»;

— установления на федеральном уровне нормы о квотировании рабочих мест для молодых специалистов, создания специальных целевых (гарантированных) рабочих мест для данной категории работников у работодателей;

— участия работодателей на постоянной основе в разработке и корректировке учебных программ образовательных организаций;

— повышения уровня оплаты труда работников сферы социальной защиты;

проработать вопрос о возможности закрепления на федеральном уровне максимального размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера с первого дня работы работникам внебюджетной сферы, а также установление единого повышенного районного коэффициента 1,8 на всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа (в настоящее время он варьируется от 1,5 до 1,8);

рассмотреть вопрос об установлении правового механизма передачи персональных данных физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», региональным центрам «Мой бизнес» в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и федерального проекта «создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами».

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации

рассмотреть вопросы:

о возможности закрепления понятия «молодого специалиста» в Трудовом кодексе Российской Федерации, определения его статуса и перечня трудовых гарантий;

об установлении единого стандарта наставничества для молодых специалистов при трудоустройстве;

об упрощении трудоустройства несовершеннолетних граждан, в том числе путем стимулирования работодателей к найму таких лиц;

о возможности включения в показатели эффективности деятельности учреждений социальной сферы наличие и численность работников в возрасте до 35 лет;

о возможности предоставления информации о численности молодых специалистов, занятых в социальной сфере.

5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

продолжить работу по формированию новой экосистемы в сфере высшего образования, направленной на комплексный подход к выстраиванию профессиональной траектории молодых специалистов;

рассмотреть вопросы:

о возможности увеличения доли целевого набора в рамках контрольных цифр приема, выделяемых образовательным организациям, на обучение по профессиям «Социальная работа», «Психология», «Клиническая психология», «Специальное (дефектологическое образование)» и др.)

о целесообразности укрупнения образовательных организаций, готовящих специалистов для социальной сферы, в целях оптимизации затрат на содержание имущественного комплекса и аппарата управления;

о внесении в законодательство изменений в части определения условий невозможности зачисления для обучения по программам высшего образования – программам ординатуры лиц, не выполнивших обязательства по договорам о целевом обучении, с действием на все условия приема: на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц.

6. Министерству просвещения Российской Федерации продолжить работу:

по содействию в обеспечении занятости несовершеннолетних, а также по созданию условий для профессиональной ориентации молодежи;

по расширению форм взаимодействия образовательных организаций и работодателей с целью дальнейшего трудоустройства молодежи по полученной профессии.

7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить реализацию Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года и принятых аналогичных региональных программ в сфере содействия занятости молодёжи.

Председательствующий
М.О. Барахоев