«Круглые столы»

«О ходе реализации национальных проектов в социальной сфере. Итоги 2021 года»

Протокол совещания на тему: «О ходе реализации национальных проектов в социальной сфере. Итоги 2021 года»

Москва, Совет Федерации,
ул. Б. Дмитровка, д. 26, комн. 802 (красный зал)
25 февраля 2022 года
10:00

в режиме видео-конференц-связи

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛА: Инна Юрьевна Святенко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике (далее – Комитет)

ПРИСУТСТВОВАЛИ: сенаторы Российской Федерации (ЗАЛ): Забралова О.С., Архаров Ю.В., А.Г. Жукова, В.И. Круглый,

сенаторы Российской Федерации (ВКС): Е.В. Бибикова, Е.О. Авдеева; А.А. Базилевский, С.В. Березкин, А.А. Салпагаров, Л.Н. Скаковская, О.В. Хлякина,

от аппарата Комитета: М.В. Астахова

представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: Е.В. Мухтиярова — заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, А.И. Галкин — директор Департамента демографической и семейной политики, Т.Н. Васько — директор Департамента социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

В.С. Фисенко, первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;

А.В. Росляков, директор Департамента инвестиционного развития и управления государственным имуществом Министерства спорта Российской Федерации;

представители Счетной палаты Российской Федерации: Г.С. Изотова, С.И. Штогрин

К обсуждению предложены следующие вопросы:

1. Об итогах реализации в 2021 году национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение»

2. О причинах недостижения в 2021 году запланированных целевых показателей национальных проектов

3. О мерах, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и профильными министерствами, по их минимизации.

ВЫСТУПИЛИ: И.Ю. Святенко, В.С. Фисенко, Г.С. Изотова, Е.В. Мухтиярова, А.И. Галкин, Т.Н. Васько, А.В. Росляков, С.И. Штогрин, Е.В. Бибикова, Е.О. Авдеева.

И.Ю. Святенко отметила необходимость регулярного мониторинга реализации национальных проектов «Демография» и «Здравоохранения». Учитывая востребованность мер национальных проектов, необходимо не только сохранить те механизмы, которые себя уже хорошо зарекомендовали, но и искать новые инструменты в достижении поставленных национальных целей.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся 15 декабря 2021 года, был дан соответствующий перечень поручений по корректировке национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение».

При этом участниками совещания была отмечена недопустимость формального подхода к реализации национальных проектов и необходимость предупреждения рисков недостижения поставленных целей.

Национальный проект «Здравоохранение»

Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию все федеральные проекты в составе нацпроекта «Здравоохранение» реализуются в полном объеме.

Общий объем финансового обеспечения национального проекта «Здравоохранение» (2019–2024) составляет 1886,51 млрд рублей (из федерального бюджета – 1678,45). В 2021 году – 272,60 млрд рублей (из федерального бюджета – 255,33 млрд рублей). Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию нацпроекта в 2021 году составило 95,2% . В 2022 году запланированы расходы в сумме 404,10 млрд рублей (из федерального бюджета – 348,80 млрд рублей).

Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медицинской помощи»

С момента начала реализации проекта к началу 2022 года в стране открыты 1752 фельдшерский, фельдшерско-акушерский пункт и врачебная амбулатория. Только за 2021 год введено в эксплуатацию 168 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, в медицинские организации по всей стране поставлено 288 передвижных медицинских комплексов, благодаря которым медицинская помощь в удаленных частях страны становится доступней. По состоянию на конец 2021 года выполнено 11 784 вылетов санитарной авиации – 119% от плана на 2021 год, эвакуировано 15 926 человека, что на четверть превысило план на год (131,3% от плана).

Федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»

В 2021 году в рамках федерального проекта в субъектах Российской Федерации с учетом распространения коронавирусной инфекции актуализированы региональные программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, завершено оснащение (переоснащение) медоборудованием 511 региональных сосудистых центров и первичных отделений, обеспечены льготными лекарственными препаратами около 673,4 тыс. пациентов высокого риска, состоящих под диспансерным наблюдением.

В целях сохранения здоровья детей, профилактики заболеваний приоритетными являются мероприятия по снижению детской и младенческой смертности, обеспечению доступной и качественной медицинской помощи. Указанные мероприятия реализуются в рамках федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», основная цель которого — снижение младенческой смертности.

Обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью напрямую зависит от укомплектованности медицинской организации необходимым числом квалифицированных специалистов. С 2019 года в рамках федерального проекта «Медицинские кадры России», реализуются мероприятия по дополнительной профессиональной подготовке специалистов по программам профессиональной переподготовки специалистов по профилям первичной медико-санитарной помощи, детского здравоохранения, онкологии, в том числе по паллиативной медицинской помощи и сердечно-сосудистых заболеваний. Ежегодно обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета проходят более 5 тысяч специалистов.

Совместно с Минобрнауки России проводится работа по увеличению объемов подготовки специалистов здравоохранения. Так, по программам специалитета увеличение контрольных цифр приема за счет федерального бюджета за 3 года составило 19,23%, а в 2021 году по сравнению с предыдущим – 15,6%. По программам ординатуры — цифры увеличились на 42%, а в 2021 году относительно предшествующего года еще на 11%.

В системе медицинского образования сегодня активно внедряются новые образовательные технологии, в том числе с использованием тренажеров и дистанционные. В рамках развития системы непрерывного медицинского образования создан и функционирует интернет-портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования. В течение 2021 года на портале активно обучалось уже 1 млн 700 тыс. медицинских и фармацевтических работников.

В рамках реализации федерального проекта отмечено снижение численности врачей и средних медицинских работников, работающих в государственных медицинских организациях, в связи с чем Минздравом России отмечена необходимость разработки новых региональных мер стимулирования и социальной поддержки для привлечения новых медицинских кадров.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, анализ показал, что при реализации нацпроекта в 2021 году сохраняются некоторые трудности. В их числе: дефицит медицинских работников, основной причиной которого является отток специалистов в другие регионы страны в поисках лучших условий работы и более высокой заработной платы; неудовлетворительное состояние медицинских учреждений; нарушения сроков строительства и ввода медицинских организаций в эксплуатацию; низкие темпы освоения денежных средств, нецелевое использование медицинского оборудования; нарушение порядков заключения, изменения контрактов, введения объектов в эксплуатацию с нарушением сроков и качества выполняемых работ.

Данные факты подтверждаются результатами проверок Счетной палаты Российской Федерации.

Национальный проект «Демография»

На реализацию национального проекта «Демография» в 2021 году в федеральном бюджете было предусмотрено 639,7 млрд рублей. Кассовое исполнение национального проекта по состоянию на 1 января 2022 г. составило 631,2 млрд рублей или 98,66 %.

В рамках федерального проекта «Финансовая поддержка семей с детьми» в 2021 году продолжалось обеспечение задачи по внедрению механизма финансовой поддержки семей при рождении детей. Численность семей, охваченных мерами социальной поддержки, составила 3,3 млн. семей что на 37% больше запланированного значения (2,4 млн. семей). Общий объем средств, перечисленных на осуществление вышеуказанных выплат, составил 209,2 млрд руб.

Материнский (семейный) капитал смогли получить более 1 млн. семей (в т. ч. на первого ребенка – 526,734 тыс. семей, на второго и последующих детей – 526,690 тыс. семей). Распорядились средствами материнского (семейного) капитала более 1,2 млн. семей (с учетом тех семей, которые получили средства материнского капитала в прошлые годы).

При этом объем финансирования данных мероприятий составил – 333,1 млрд рублей.

Реализованы мероприятия по проактивному информированию граждан о положенных мерах социальной поддержки при рождении ребенка. Так, по итогам 2021 года проактивно проинформированы 100% семей с детьми.

Показывает свою востребованность мера по субсидированию льготной ставки по ипотеке под 6% для семей с детьми. По итогам 2021 года льготную ипотеку получили 86,9 тыс. семей, что превышает плановое значение почти на 45 % (план – 60 тыс. семей). На данные цели
в федеральном бюджете в 2022 году предусмотрено 704 млрд рублей.

В рамках федерального проекта «Содействие занятости» реализуется задача по созданию условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, увеличению доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

Одним из приоритетных мероприятий является создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях, позволяющих женщинам, воспитывающим детей раннего возраста, совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями.

С 2021 года федеральный проект по содействию занятости женщин был трансформирован в федеральный проект «Содействие занятости», расширив охват граждан.

По итогам 2021 года достигнуты следующие результаты: создано 203,2 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте до 3 лет. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование получили более 194,9 тыс. граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста в возрасте до 7 лет включительно (при плановом значении – 168,77 тыс. чел.) После прохождения обучения трудоустроены 145,9 тыс. граждан.

В целях повышения занятости населения и развития сервисов в данной сфере реализуется блок мероприятий по повышению эффективности центров занятости населения. В рамках данной работы осуществляется модернизация центров, проводится повышение квалификации сотрудников центров занятости. По итогам 2021 года модернизировано 89 центров занятости (плановое значение – 77) и проведено обучение 4 тыс. работников ЦЗН.

Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в пилотные центры занятости составил 62,9% при плановом значении на конец года – 59%.

В рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение» были достигнуты следующие результаты:

В целях оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи населению пожилого и старческого возрастов в рамках федерального проекта продолжена работа по созданию региональных гериатрических центров и геронтологических отделений.

По итогам 2021 года в субъектах Российской Федерации гериатрическую помощь получили 90,9 тыс. граждан (при запланированном значении 70,4 тыс. граждан) старше трудоспособного возраста в 74 созданных центрах (при плановом значении 70 субъектов).

95% граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, прошли вакцинацию против пневмококковой инфекции.

В 2021 году на территории 18 регионов реализовывался пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании.

Реализация данного пилотного проекта позволила охватить системой долговременного ухода (социальное обслуживание и медицинская помощь)
108,7 тыс. человек или 23,97 % старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании.

На реализацию указанных мероприятий объем ассигнований
из федерального бюджета составил 1,85 млрд рублей.

В 2021 году осуществлялось софинансирование за счет средств федерального бюджета 32 объектов, в том числе 10 объектов введено в эксплуатацию. Всего в рамках результата с 2019 по 2021 года софинансировалось 34 объекта, введено в эксплуатацию 25 объектов.

На указанные цели из федерального бюджета израсходовано 3,5 млрд рублей.

В рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» по итогам 12 месяцев 2021 года:

1) 50,9% муниципальных районов, муниципальных округов обеспечено внедрение муниципальных программ общественного здоровья (при запланированном результате – 40%);

2) 85 субъектов Российской Федерации обеспечили внедрение модели организации и функционирования центров общественного здоровья и медицинской профилактики;

3) в 11 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, внедрены дополнительные мероприятия в региональные, муниципальные и корпоративные программы укрепления здоровья граждан, направленные на обеспечение опережающей динамики показателей общественного здоровья;

4) реализовано 12 региональных программ по формированию приверженности здоровому образу жизни с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтерских движений.

В рамках федерального проекта «Спорт-норма жизни» в 2021 году удалось достичь следующих результатов:

проведено 348 физкультурных мероприятий для всех категорий и групп населения (план – 340 мероприятий);

в организации спортивной подготовки, в том числе спортивные школы по хоккею, поставлено 197 единиц нового спортивного оборудования и инвентаря (план по итогам года – 197 единиц);

3063 организации спортивной подготовки предоставляют услуги населению в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки (плановое значение – 3063);

проведено 603 соревнования в системе подготовки спортивного резерва (плановое значение – 603);

24,4 тыс. граждан приняли участие в мероприятии по подготовке новых кадров и проведено повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта;

построено и введено в эксплуатацию 30 объектов спорта региональной (муниципальной) собственности в рамках соответствующего результата.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» предусмотрена новая национальная цель «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», а также задача по увеличению доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 % к 2030 году.

Кассовое исполнение федерального проекта «Спорт – норма жизни» по состоянию на 1 января 2022 года составляет 25 372,9 млн рублей (90,2 %).

Фактические ежемесячные значения показателей на 2021 год достигнуты и превышают плановые значения на конец отчетного периода.

В 2021 году в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» предусмотрено 18 результатов, из них 1 результат безденежный.

В рамках федерального проекта осуществляется подготовка новых кадров и повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта, по итогу года подготовлено 24,4 тыс. человек.

В 2021 году удалось достичь следующих результатов:

проведено 348 физкультурных мероприятий для всех категорий и групп населения (план – 340 мероприятий);

в организации спортивной подготовки, в том числе спортивные школы по хоккею, поставлено 197 единиц нового спортивного оборудования и инвентаря (план по итогам года – 197 единиц);

3063 организации спортивной подготовки предоставляют услуги населению в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки (плановое значение – 3063);

проведено 603 соревнования в системе подготовки спортивного резерва (плановое значение – 603);

24,4 тыс. граждан приняли участие в мероприятии по подготовке новых кадров и проведено повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта;

построено и введено в эксплуатацию 30 объектов спорта региональной (муниципальной) собственности в рамках соответствующего результата.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, анализ показывает, что при реализации национального проекта «Демография» в 2021 году сохраняются негативные демографические тенденции. В числе наиболее актуальных для семей с детьми экономических и социальных мер поддержки остаются: помощь в улучшении жилищных и материальных условий жизни; улучшение системы присмотра за детьми дошкольного и школьного возраста, повышение доступности образования для детей и организации их досуга, расширение возможностей для получения качественной медицинской помощи; содействие занятости. При строительстве социальных объектов (детские сады и спортивные сооружения) в регионах допускается неэффективное использование бюджетных средств; отставание от графика выполнения работ (ряд объектов вводятся в строй со значительным опозданием); неудовлетворительное качество работ.

Учитывая вышеизложенное, участники совещания РЕШИЛИ:

1. Принять к сведению информацию Минздрава России, Минтруда России, Минспорта России, Счетной палаты Российской Федерации о промежуточных результатах по исполнению целевых показателей национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение».

РЕКОМЕНДОВАТЬ:

1. Правительству Российской Федерации:

— в рамках национального проекта «Демография» предусмотреть дополнительные меры по поддержке семей, включая:

разработку федерального проекта «Многодетная страна» с дополнительным комплексом мер поддержки многодетных семей;

введения отцовского (семейного) капитала в размере действующего материнского (семейного) капитала (далее – МСК), который должен выплачиваться один раз при рождении третьего или следующих детей (при условии, что все три ребенка рождены и воспитываются в одной семье в зарегистрированном браке);

обеспечения доступного высшего профессионального образования для детей из многодетных семей на условиях целевого контракта;

внедрение единого регламента выплаты из средств материнского капитала пособия малообеспеченным семьям с детьми до достижения ребенком возраста трех лет, предусмотрев унификацию порядка и условий назначения;

предоставление права семьям, которые распорядились средствами МСК, использовать остатки средств, в том числе в виде единовременной выплаты в пределах 25 тыс. рублей;

— рассмотреть возможность использования складывающейся экономии в рамках реализации национального проекта «Здравоохранения» на финансирование удорожания стоимости товаров, работ и услуг в случае подтверждения их удорожания уполномоченным органом, в том числе Главгосэкспертизой;

— принять меры, обеспечивающие увеличение значений показателя увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении в рамках мероприятий национального проекта «Демография», в частности – в области регулирования алкогольного и табачного рынка.

— усилить меры по ограничению продажи и употребления алкоголя и табака.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о корректировке показателей федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» с учетом ситуации на рынке труда;

— рассмотреть вопрос о возможности принятия мер поддержки отдельных категорий «самозанятых» с целью организации их альтернативной занятости, в том числе учитывая занятие ремесленничеством на дому;

Срок – 1 июня 2022 года.

3. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

— продолжить работу по дальнейшему развитию телемедицинских технологий;

— проработать вопрос о возможности обеспечения специализированными продуктами лечебного питания пациентов с опухолями головы и шеи, верхних и нижних отделов желудочно-кишечного тракта и легких в рамках специальных государственных программ или национального проекта «Здравоохранение»;

— обеспечить проведение выездных совещаний на объектах капитального строительства, реконструкции, оснащения дорогостоящим оборудованием в рамках региональных проектов национального проекта «Здравоохранение» с целью недопущения срыва сроков строительства и оценки готовности;

— рассмотреть возможность предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на льготное лекарственное обеспечение пациентов, перенесших ишемическую болезнь сердца с сопутствующими коморбидными состояниями (артериальная гипертония, фибрилляция предсердий, хронической сердечной недостаточностью), в первую очередь перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19.

4. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопросы:

— о возможности назначении администраторами региональных проектов национального проекта «Здравоохранение» заместителей руководителей субъектов Российской Федерации в целях обеспечения задач по строительству, реконструкции, государственным закупкам, транспортной доступности медицинских объектов;

— о включении показателя удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Срок – 1 сентября 2022 года.

5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— обратить особое внимание на необходимость своевременного информирования федеральных органов исполнительной власти о рисках неисполнения в срок результатов федеральных проектов национального проекта «Демография»;

— рассмотреть вопрос о разработке новых региональных мер стимулирования и социальной поддержки для привлечения новых медицинских кадров;

— продолжить работу по внедрению системы долговременного ухода во всех субъектах Российской Федерации;

6. Комитету Совета Федерации по социальной политике продолжить взаимодействие с профильными министерствами в рамках текущей работы по осуществлению регулярного мониторинга и контроля национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение».

7. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству спорта Российской Федерации по окончании весенней и осенней сессий 2022 года Совета Федерации информировать Комитет Совета Федерации по социальной политике о ходе реализации национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение».

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике
И.Ю. Святенко