Протокол
Председательствовал: АХМАДОВ Мохмад Исаевич, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике
Присутствовали: ТАРБАЕВ Сангаджи Андреевич, председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры; ГУСАКОВСКИЙ Александр Владиславович, член Комитета Совета Федерации по социальной политике; ВОРОНА Дмитрий Николаевич, член Комитета Совета Федерации по экономической политике; НЕРАДЬКО Александр Васильевич, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта; ВЕРИГИН Дмитрий Александрович, ВРИО директора Департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации; КОВРИГИН Михаил Анатольевич, директор Департамента организации международных расчетов Центрального Банка Российской Федерации; ЖИГУНОВ Алексей Владимирович, первый заместитель генерального директора АО «Федеральная пассажирская компания»; ХИЛЬЧЕНКО Павел Александрович, первый заместитель генерального директора АО ТК «Гранд Сервис Экспресс»; СЕМЁНОВ Валерий Михайлович, начальник отдела по развитию туризма Департамента пассажирских перевозок ОАО «Российские железные дороги»; КУДРЯВЦЕВА Александра Владимировна, начальник службы внешних коммуникаций АО ТК «Гранд Сервис Экспресс»; КОРНЕЕВ Сергей Евгеньевич, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, член Экспертного совета по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике (далее – Экспертный совет по туризму); КРЕПСКИЙ Арсений Петрович, руководитель агентства по туризму Приморского края; ФЕДУЛИН Александр Алексеевич, ректор Российского государственного университета туризма и сервиса, председатель Экспертного совета по туризму; БАДМАЦЫРЕНОВА Мария Борисовна, заместитель директора департамента мониторинга правоприменения АО «Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики», член Экспертного совета по туризму; БАРЗЫКИН Юрий Александрович, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма; вице-президент Российского Союза туриндустрии, член Экспертного совета по туризму; ГОРИН Дмитрий Львович, вице-президент Российского Союза туриндустрии , генеральный директор Холдинга «Випсервис», член Экспертного совета по туризму; КРАСНОПЁРОВ Сергей Анатольевич, исполнительный директор АО «Корпорация Туризм.РФ», член Экспертного совета по туризму; КРУЖАЛИН Виктор Иванович, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ им. М.В. Ломоносова, член Экспертного совета по туризму; ЛАВРИК Игорь Вадимович, руководитель комиссии гостиничного бизнеса Московского отделения «ОПОРА России», общественный уполномоченный по вопросам гостиничного бизнеса в городе Москве, генеральный директор ЗАО «Стабильная линия», член Экспертного совета по туризму; ЛАМШИН Геннадий Андреевич, президент Российской гостиничной ассоциации, член Экспертного совета по туризму; ОСАУЛЕНКО Александр Павлович, директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма „ТУРПОМОЩЬ“, вице-президент Российского Союза туриндустрии, член Экспертного совета по туризму; ОСИПОВ Александр Вячеславович, президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, член Экспертного совета по туризму; САНАЕВА Ольга Анатольевна, вице-президент Российского Союза туриндустрии, член Экспертного совета по туризму; ТОПОЛКАРАЕВ Виктор Арамович, генеральный директор ООО „Туроператор Интурист“, вице-президент Ассоциации туроператоров России, член Экспертного совета по туризму; ШПИЛЬКО Сергей Павлович, председатель комиссии Российского Союза промышленников и предпринимателей по туристской индустрии, почетный президент Российского Союза туриндустрии, член Экспертного совета по туризму; УМАНСКИЙ Илья Геннадьевич, президент Российского Союза туриндустрии, генеральный директор Национального туроператора „Алеан“; АБРАМОВА Татьяна Владимировна, советник аппарата Комитета Совета Федерации по социальной политике.
ВЫСТУПИЛИ: М.И. Ахмадов, С.А. Тарбаев, Д.Н. Ворона, Д.А. Веригин, А.В. Нерадько, А.В. Жигунов, П.А. Хильченко, В.М. Семенов, М.А. Ковригин, С.А. Красноперов, И.Г. Уманский, С.Е. Корнеев, А.П. Крепский, А.А. Федулин, И.В. Лаврик, А.П. Осауленко, О.А. Санаева, А.В. Гусаковский, А.В. Осипов, С.П. Шпилько.
Участники заседания «круглого стола» отметили, что в России число внутренних поездок в 2022 году достигло 95 % от уровня 2019 года или 62,5 млн, в 2023 году прогнозируется дальнейший рост до 65 млн поездок, столько же было совершено до пандемии. Увеличение количества туристов в стране произошло благодаря предпринятым мерам государственной поддержки, таким как «туристический кэшбэк», «детский кэшбэк», субсидирование чартерных перевозок, проектов в сфере детского и молодежного туризма, поддержки реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры, необходимой для туризма и другим мерам, в том числе в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Продолжает действовать государственная программа Российской Федерации «Развитие туризма», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2439, общий объем ее финансового обеспечения до 2024 года планируется в объеме 724 млрд рублей.
По итогам двух лет работы АО «Корпорация „Туризм.РФ“ на разных этапах реализации находятся 75 инвестпроектов по развитию туристической инфраструктуры в 45 регионах России. Общий объем инвестиций по этим проектам предварительно составляет 474 млрд рублей. Существенный объем номерного фонда: 17 проектов с общим номерным фондом свыше 3800 номеров — вместе с инвесторами планируется вводить в 2024–2025 годах. Реализация всех текущих проектов позволит ввести более 21 тысячи номеров до 2030 года.
Кроме того, реализация корпорацией проекта по созданию всероссийского пляжного семейного курорта «Новая Анапа» в Краснодарском крае, в 25 км от города-курорта Анапа вблизи станицы Благовещенская, по предварительной оценке, предусматривает создание от 15 до 25 тысяч номеров, благоустроенные песчаные пляжи протяженностью до 17 километров, от 15 до 25 тысяч новых рабочих мест.
Вместе с тем остается ряд проблем, сдерживающих развитие внутреннего туризма: сохраняется закрытие ряда южных аэропортов, недостаточное количество перевозки, качественных предложений для туристов в высокий сезон, в том числе гостиниц, санаториев и другие.Въездной туристический поток в Россию уменьшился с 5 млн туристов в 2019 году до 200 тысяч иностранных туристов в 2022 году, сокращение в 25 раз. Возобновление путешествий граждан из других стран, в том числе из Китая, Ирана и других государств дает надежду на рост въездного туризма. Однако и здесь сохраняются проблемы недостатка перевозки и международных платежей. Участники заседания «круглого стола» отметили актуальность рассмотренной темы, которая обусловлена теми условиями, в которых вынуждена работать туристическая отрасль в нашей стране в настоящее время. Учитывая сохраняющееся санкционное давление, крайне важны меры государственной поддержки по обеспечению стабильной работы туриндустрии.В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма, реализация комплекса мер государственной поддержки инвестиционных проектов по созданию туристской инфраструктуры, предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на обустройство центров городов и создание (модернизацию) обеспечивающей инфраструктуры, субсидирование части процентной ставки по кредитам на строительство (реконструкцию) туристских объектов, оказание грантовой поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, формирование и продвижение конкурентоспособных национального и региональных туристских продуктов на российском и мировых рынках и другие меры.
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению информацию о мерах по обеспечению стабильной работы предприятий и организаций туристской индустрии в условиях внешнего санкционного давления.
2. Рекомендовать:
2.1. Правительству Российской Федерации:
— актуализировать с учётом сохраняющегося внешнего санкционного давления положения национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» и Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года;
— ускорить разработку необходимых изменений в законодательство Российской Федерации для запуска системы платёжной «карты туриста», других сервисов, которые позволят иностранным туристам проводить безналичные платежи и совершать покупки в России;
— обеспечить решение проблем по обеспечению платежей российских туристов за рубежом, наладить эффективное взаимодействие между платежными системами Российской Федерации и дружественных государств;
— ускорить возобновление действия единой электронной визы для иностранных туристов из дружественных государств;
— обеспечить восстановление реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года с целью увеличения взаимных туристских потоков на безвизовой основе;
— рассмотреть возможность продления срока действия пункта 1 приложения № 6 «Особенности разрешительных режимов в сфере туризма» к постановлению Правительства Российской Федерации «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» от 12 марта 2022 года № 353 еще на 1 год с целью сохранения до 31 октября 2024 года минимального размера финансового обеспечения ответственности туроператора, установленный абзацем 4 части 1 статьи 17.2 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
— разработать меры поддержки для обновления автобусов туристического класса на территории Российской Федерации.
2.2. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги»:
— рассмотреть возможность круглогодичного предоставления льготного проезда (скидка 50 %) обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 10 лет в общих, плацкартных, а также двухэтажных пассажирских вагонах с четырехместными купе по льготным тарифам;
— проработать вопрос о возможности внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 года № 799 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на создание и внедрение программы стимулирования внутренних коммерческих воздушных перевозок пассажиров, организованных туроператорами на внутренних направлениях» в части разработки и дополнения мер стимулирования внутренних железнодорожных перевозок пассажиров чартерной программой для снижения их стоимости до 50 %;
— рассмотреть возможность субсидирования перевозчиков на поездки железнодорожным транспортом в туристических целях пассажиров:
— из числа маломобильных групп населения;
— по льготным семейным тарифам.
2.3. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации:
— ускорить разработку проекта федерального закона, касающегося освобождения туроператоров от уплаты налога на добавленную стоимость с 1 января 2023 года по 30 июня 2027 года в отношении туристских продуктов в сфере внутреннего и въездного туризма.
2.4. Министерству экономического развития Российской Федерации:
— ускорить доработку проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты в целях введения регулирования деятельности гостевых домов»;
— рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в законодательство Российской Федерации и при необходимости в законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС), государствами – членами которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, с целью снижения финансовых гарантий для российских туроператоров, реализующих туры в страны ЕАЭС, и применения для таких туроператоров законодательных норм, регулирующих внутренний туризм;
— обеспечить функционирование всех федеральных реестров и перечней, определенных Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2.5. Центральному Банку Российской Федерации:
— рассмотреть возможность ограничения размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов по заключаемым договорам о приеме электронных средств платежа за осуществление переводов денежных средств с использованием платежных карт, по операциям, предусмотренным кодами МСС 4722 «Туристические агентства и организаторы экскурсий» и 7011 «Отели и мотели», до уровня не более 1 % и проинформировать Комитет Совета Федерации по социальной политике в срок до 15 июня 2023 года.
2.6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации:
— рассмотреть возможность создания производства электронных замков, используемых в гостиничных номерах, в связи с увеличением объемов строительства и реконструкции объектов туристской инфраструктуры, в том числе некапитальных средств размещения, для обеспечения их современными электронными замками.
2.7. Министерству культуры Российской Федерации:
— совместно с органами государственной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность разрешить музеям и объектам туристического показа в 2023 году ведение экскурсий на русском языке гидам-переводчикам, прошедшим соответствующее обучение и имеющим право в установленном порядке самостоятельно вести экскурсии с целью поддержки и сохранения квалифицированных гидов-переводчиков в период значительного снижения въездного туристского потока.
2.8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
— продолжить реализацию мер государственной поддержки, направленных на обеспечение стабильной работы туристской индустрии в субъектах Российской Федерации;
— обратить внимание на опыт работы органов государственной власти города Санкт-Петербурга по комплексу мер поддержки сферы туризма в условиях внешнего санкционного давления в период 2020–2022 годов: нулевая ставка налога на землю, налога на имущество и далее снижение на 50% исчисленного размера данных налогов (воспользовались гостиницы, санаторно-курортные и конгрессно-выставочные организации), пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения (воспользовались малые гостиницы и туристские компании), а также отсрочка платежей по аренде государственного имущества (воспользовались организации сферы туризма и индустрии гостеприимства), и предоставление субсидий, льготных кредитов для сохранения туристической инфраструктуры, квалифицированного персонала, для развития бизнеса [1].
Заместитель председателя
Комитета Совета Федерации
по социальной политике
М.И.Ахмадов
[1] По итогам 2022 года туристический поток увеличился на 33 % по сравнению с 2021 годом, суммарный вклад отрасли туризма в экономику города Санкт-Петербурга составил 366,2 млрд рублей, что на 57% больше, чем в 2021 году.