«Круглые столы»

«Об итогах летнего туристического сезона 2023 года и эффективности мер государственной поддержки организаций туристской отрасли»

Рекомендации

В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2023 года Комитетом Совета Федерации по социальной политике совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике проведено заседание «круглого стола» по теме «Об итогах летнего туристического сезона 2023 года и эффективности мер государственной поддержки организаций туристской отрасли» с участием членов Экспертного совета по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике.Внутренний туризм в России активно развивается, до конца 2023 года объем туристского потока может составить около 70 млн. туристов. Это происходит, в том числе благодаря принятым мерам государственной поддержки. Парламентом России поддержаны принятые Правительством Российской Федерации решения: обнуление на 5 лет налога на добавленную стоимость (НДС) для средств размещения и туроператоров, повышение доступности финансовых услуг для иностранных туристов путем создания «карты туриста», чтобы они могли проводить безналичные платежи и совершать покупки в России. С 1 августа 2023 года возобновлено действие единой электронный визы для граждан 55 стран. Начались взаимные поездки безвизовых туристических групп в Китай и Иран. Расширяются контакты и увеличиваются турпотоки со странами Евразийского Союза и СНГ.За два года на реализацию национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» из федерального бюджета направлено более 150 млрд. рублей. В 2024 году планируются расходы бюджета на туризм около 43 млрд рублей. Продолжаются программы льготного кредитования создания современной туристской инфраструктуры, в рамках которой уже привлечено более 400 млрд рублей на 27,5 тысяч новых номеров. На популярную программу создания модульных быстровозводимых отелей из федерального бюджета выделяются дополнительные средства в размере 10 млрд рублей, которые в 2023 – 2024 годах получат 58 российских регионов.Участники «круглого стола» отметили, что национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» зарекомендовал себя как эффективный механизм достижения поставленных целей, поэтому предложили рекомендовать Правительству Российской Федерации продлить срок его реализации после 2024 года.Кроме того, по инициативе сенаторов Российской Федерации законодательно установлен запрет на перепрофилирование детских лагерей, изменение целевого назначения использования земельных участков, на которых они расположены. Созданы правовые условия для обособленного использования участка береговой полосы, примыкающего к территории организации отдыха детей и их оздоровления, а также для развития инклюзивного отдыха детей.Предложения Совета Федерации также нашли свое отражение в федеральной программе, направленной на восстановление и строительство до 2030 года в регионах объектов отдыха детей и их оздоровления с финансовым обеспечением из федерального бюджета, начиная с 2023 года. По предложению Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко выделены дополнительные финансовые средства в размере 1 млрд рублей на субсидии регионам для софинансирования создания около 40 некапитальных объектов отдыха детей.Вместе с тем остается ряд проблем, сдерживающих развитие туризма: сохраняются закрытие ряда южных аэропортов, недостаточное количество перевозки, качественных предложений для туристов в высокий сезон, в том числе средств размещения. Пока отсутствует государственное регулирование деятельности гостевых домов. Комитеты Совета Федерации поддержали законопроект[1] депутатов Государственной Думы, в котором предлагается провести эксперимент по регулированию использования гостевых домов для предоставления в них гостиничных услуг с 1 апреля 2024 года по 31 декабря 2026 года в 3-х регионах: Республике Крым, Краснодарском крае, городе федерального значения Севастополе, так как на их территориях расположено значительное число гостевых домов. Участники заседания «круглого стола» отметили актуальность рассмотренной темы. Учитывая сохраняющееся санкционное давление, крайне важны меры государственной поддержки для обеспечения эффективной работы туриндустрии.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Принять к сведению информацию об итогах летнего туристического сезона 2023 года и эффективности мер государственной поддержки предприятий и организаций туристской индустрии.

2. Рекомендовать:

2.1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

— № 409713–8 «О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах»;

— № 319049–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ и в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“;

— № 306906–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части определения предмета регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников).

2.2. Правительству Российской Федерации:

— продлить срок реализации после 2024 года национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

2.3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством юстиции Российской Федерации, заинтересованными субъектами Российской Федерации, общественными организациями в сфере туризма:

— в рамках работы по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, рассмотреть вопрос о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих введение административной ответственности за нарушения:

 — требований, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников»;

 — порядка информирования территориальных органов МЧС России о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу (утвержден приказом МЧС России от 29 марта 2023 года № 270).

2.4. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации:

— при разработке концепции развития автомобильного туризма рассмотреть следующие вопросы:

 — создания пилотных межрегиональных проектов на территории заинтересованных субъектов Российской Федерации с целью развития автомобильного туризма, современной придорожной инфраструктуры с высокими стандартами качества и последующего распространения такого опыта на другие субъекты Российской Федерации, учитывая имеющийся опыт, в том числе межрегионального проекта «Медвежий тракт», связывающего Ярославскую, Костромскую, Кировскую области и Пермский край через федеральную трассу Р-243 (предложение правительства Пермского края с презентацией проекта «Медвежий тракт» прилагаются);

 — включения в стандарты строительства и развития придорожной инфраструктуры наличие заправочных станций для электрического транспорта.

2.5. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, заинтересованными субъектами Российской Федерации:

— продолжить работу по развитию туризма в местах традиционного бытования народных художественных промыслов.

2.6. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества»:

— рассмотреть вопрос об увеличении загрузки средств размещения, в том числе на территории Республики Крым, в период межсезонья (с октября по апрель) с целью отдыха, санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан, включая участников специальной военной операции и членов их семей.

2.7. Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному агентству железнодорожного транспорта, ОАО «Российские железные дороги», АО ТК «Гранд Сервис Экспресс»:

— рассмотреть возможность увеличения количества железнодорожных составов и вагонов для перевозки пассажиров на территорию Крымского полуострова и обратно, а также сокращения времени в пути пассажирских поездов, следующих в указанных направлениях.

2.8. Министерству экономического развития Российской Федерации:

ускорить доработку и согласование проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Развитие туризма“ с целью предоставления и распределения единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку проектов, направленных на развитие туризма.

2.9. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», заинтересованными субъектами Российской Федерации, общественными организациями в сфере туризма:

рассмотреть вопрос о совершенствовании понятийного аппарата, механизмов оценки, определения и поддержки национальных туристских маршрутов с учетом работы Экспертного совета по определению национальных туристских маршрутов при Министерстве экономического развития Российской Федерации[2] и субъектов Российской Федерации, участвующих в создании и функционировании таких маршрутов.

2.10. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными субъектами Российской Федерации, общественными организациями в сфере туризма:

— сформировать на принципах государственно-частного партнерства программу продвижения России как туристской дестинации на международном туристском рынке.

2.11. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными общественными организациями в сфере туризма:

— рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона с целью внесения изменений в законодательство Российской Федерации о туристской деятельности, направленных на снижение финансовых гарантий для российских туроператоров, реализующих туры в страны Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств;

— разработать механизмы государственного регулирования деятельности турагрегаторов на территории Российской Федерации с целью введения их ответственности перед туристами;

— проработать вопрос о продлении вступления в силу обязательного порядка использования электронной путевки для туроператоров выездного туризма с сокращением перечня предоставляемых данных, доработки порядка и условий для внутреннего, и исключение для въездного туризма;

— рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона, направленного на совершенствование финансовой ответственности туроператоров перед туристами, с целью внесения следующих изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

— дополнение статьи 17.1. «Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора» следующими видами механизмов финансового обеспечения ответственности туроператора: поручительство, залог, гарантии третьих лиц, в соответствии с действующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

— введение минимального и максимального размера фонда персональной ответственности туроператора (далее – ФПО) до 350 млн. рублей с сохранением других видов финансового обеспечения;

— установление возможности перечисления дополнительных доходов, полученных от управления ФПО, превышающих установленные для него установленный максимальный размер, непосредственно туроператору;

— рассмотреть вопрос о разработке изменений к постановлению Правительства Российской Федерации «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» от 12 марта 2022 года № 353 с целью продления на год действие пункта 2 приложения № 6, для освобождения туроператоров от обязанности уплачивать взносы в ФПО и в резервный фонд Ассоциации туроператоров выездного туризма «Турпомощь» до 31 декабря 2024 года.

2.12. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— учитывать необходимость создания «доступной среды» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при создании проектов для строительства модульных быстровозводимых отелей, в том числе кемпингов, глэмпингов;

— совместно с турбизнесом при формировании и продвижении региональных туристских продуктов включать в них предприятия народных художественных промыслов (далее – НХП), использовать при оформлении интерьеров гостиниц и иных средств размещения, объектов питания (ресторанов, кафе) и других туристских объектов изделия НХП с целью сохранения национального культурного наследия;

— направить в Министерство экономического развития Российской Федерации в срок до 20 декабря 2023 года предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, в части внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих введение административной ответственности за нарушения:

 — требований, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников»;

 — порядка информирования территориальных органов МЧС России о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу, утвержденного приказом МЧС России от 29 марта 2023 года № 270.



[1] Законопроект № 409713–8 «О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах».

[2] Утвержден приказом Минэкономразвития России № 258 от 17 апреля 2023 г. «Об Экспертном совете по определению национальных туристских маршрутов при Министерстве экономического развития Российской Федерации».