«Круглые столы»

«Современное состояние и развитие детского туризма, отдыха и оздоровления в России. Социокультурная адаптация детей, проживающих в новых субъектах Российской Федерации, в период отдыха»

Рекомендации

Участники заседания обсудили актуальные вопросы развития детского туризма, отдыха и оздоровления в рамках реализации национальных проектов «Туризм и индустрия гостеприимства», «Образование», «Культура», нормативно-правового регулирования детских путешествий, межведомственного взаимодействия в указанных сферах, включения туров и экскурсий в образовательные программы, создания условий для участия детей из новых субъектов Российской Федерации, а также имеющуюся практику работы регионов в организации туристских поездок для детей и отметили следующее.

В России в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» с 2022 года запущен пилотный проект, благодаря которому учащиеся 5–9 классов могут отправиться в путешествие, самостоятельно выбрав программу поездки. В 2023 году 28 субъектов Российской Федерации получили такую меру государственной поддержки. Состоялись поездки около 200 тысяч школьников. Поддержка составила 1 млрд рублей.

Федеральным агентством по делам молодежи реализуется программа «Больше, чем путешествие», на которую в 2023 году было выделено из федерального бюджета 3 млрд рублей, совершено более 25 тысяч поездок детей и молодежи. В целом с 2021 года программой воспользовались 106 тысяч человек, регулярно проходят слеты, прорабатываются пешие маршруты.

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в настоящее время создано 50 маршрутов научно-популярного туризма, которые доступны для выбора на сайте «наука.рф» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ключевую роль в их формировании играют объекты в регионах, которые заявили о своей готовности участвовать и принимать туристов, в том числе молодых людей.

Программа студенческого туризма также активно развивается и заключается в том, что общежития вузов принимают студентов и предлагают им маршруты для путешествий.

Проектом «Университетские смены» Минобрнауки России в 2023 году было охвачено 10734 ребенка из новых субъектов Российской Федерации, которые посетили 81 вуз на территории 47 регионов страны. Кроме того, 143 ребенка из трех субъектов Российской Федерации: Тульской, Ивановской и Рязанской областей — дети участников специальной военной операции (далее – СВО), также стали участниками указанного проекта.

По информации Министерства просвещения Российской Федерации в 2023 году организованным отдыхом и оздоровлением было охвачено более 5,3 млн детей, что на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. В Российской Федерации функционировало 39 327 детских лагерей (больше, чем в 2022 году на 1000 лагерей).

Охват детей отдыхом и оздоровлением в новых регионах в 2022 году составил 40 тысяч, в 2023 году – уже более 88 тысяч юных граждан, и организовывался как на территории воссоединенных регионов, так и за их пределами. Смены проходили в детских лагерях регионов-шефов и в других субъектах Российской Федерации, а также во всероссийских центрах. Кроме того, дети участников СВО также были направлены: 95 тысяч — в детские лагеря и 1909 детей – в федеральные центры (в рамках специальной квоты министерства).

В 2023 году в рамках реализации федерального проекта «Создание условий для обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», входящего в состав государственной программы «Развитие образования»[1], в 29 регионах была осуществлена модернизация инфраструктуры детских лагерей. В 44 лагерях возведено 89 новых современных модульных корпусов на 4,5 тысячи мест. В 2024 году планируется подключить к этому проекту еще 11 регионов и построить 25 новых комфортабельных корпусов для отдыха детей. В новых регионах в 2024 – 2026 годах также запланировано построить: в Донецкой Народной Республике — 5 модулей, в Луганской Народной Республике — 1, в Запорожской и в Херсонской областях — по 4 модульных корпуса.

В Российской Федерации реализуются более 98 тысяч программ дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности с охватом более 1,9 миллиона обучающихся.

В 2022 году был создан и приобрел большую популярность единый каталог маршрутов школьного познавательного туризма, размещенный на сайте «ШкольныйТуризмРоссии.рф» в сети «Интернет». В каждом регионе сформированы однодневные и многодневные маршруты в городской и природной среде с подробным описанием культурных, исторических, природных и других достопримечательностей. В настоящее время сформировано более 1600 маршрутов.

С 2013 года Министерство культуры Российской Федерации ежегодно реализует культурно-просветительские программы для школьников: «Моя Россия» и «Дороги Победы», в том числе с 2019 года — в рамках национального проекта «Культура». За 10 лет более 500 тысяч школьников из всех субъектов Российской Федерации смогли посетить различные города: Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Владивосток, Севастополь и другие, а также Республику Крым, озеро Байкал. Совместно с субъектами Российской Федерации было разработано около 100 культурно-познавательных маршрутов.

В 2023 году реализованы 58 культурно-просветительских программ (40 однодневных и 18 многодневных), участие в которых приняли около 70 тысяч детей со всей страны. В таких маршрутах традиционно участвуют победители олимпиад и конкурсов, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов. Квоты для участия в программах предоставляются для всех субъектов Российской Федерации. Около 10 тысяч школьников из новых регионов также участвовали в программах Минкультуры России и смогли посмотреть Москву, Санкт-Петербург, посетить выставку «Россия».

Вместе с тем участники заседания «круглого стола» отметили, что несмотря на действующие меры поддержки, государственное регулирование сферы детского туризма носит межведомственный характер. Для его дальнейшего развития необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, а также продолжение и расширение мер государственной поддержки программ, в том числе общественных и предпринимательских инициатив и проектов, направленных на интеграцию детского туризма в учебные и иные виды деятельности, создание условий для отдыха и путешествий детей из новых субъектов Российской Федерации, детей участников СВО, продвижение федеральных, межрегиональных, региональных детских туристских продуктов и другие меры.

РЕШИЛИ:

1. Принять к сведению информацию об актуальных проблемах развития детского туризма, отдыха и оздоровления в России, социокультурной адаптации детей, проживающих в новых субъектах Российской Федерации, в период отдыха.

2. Рекомендовать:

2.1. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о необходимости создания координирующего межведомственного органа (совета) с целью подготовки предложений по совершенствованию государственного регулирования развития детского и молодежного туризма в Российской Федерации, в том числе при организации туров по направлениям культурно-познавательного, патриотического, промышленного, сельского, научно-популярного, экологического, спортивного и других видов туризма;

— рассмотреть вопрос об установлении санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению многодневных туристских походов и туристских слетов для детей и молодежи.

2.2. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи:

— оказывать методическую и иную поддержку органам государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области по формированию необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей сферу детского и молодежного туризма, отдыха и оздоровления детей, внедрению на территориях новых субъектов Российской Федерации лучших региональных практик с целью социокультурной адаптации школьников и студентов;

— расширять практику стимулирования детского туризма в форме «туристского сертификата» с целью увеличения количества субсидируемых поездок, путешествующих школьников и участвующих в программе субъектов Российской Федерации, в том числе с использованием национальных туристских маршрутов.

2.3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, заинтересованными общественными организациями в сфере туризма:

— рассмотреть вопрос о введении в законодательство Российской Федерации понятия «туристский автобус», а также других необходимых норм (правил, требований) для производства и эксплуатации таких автобусов, в том числе для детских туристских групп;

— разработать меры государственной поддержки для обновления туристских автобусов в субъектах Российской Федерации.

2.4. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с государственными органами власти субъектов Российской Федерации, заинтересованными общественными организациями в сфере туризма:

— рассмотреть вопрос о совершенствовании портала проекта «1000 маршрутов» «ШкольныйТуризмРоссии.рф» в сети «Интернет» с целью определения критериев и порядка размещения материалов о маршрутах для школьников.

2.5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых», заинтересованными государственными органами власти субъектов Российской Федерации:

— расширять практику проведения «Университетских смен» в различных субъектах Российской Федерации, а также проработать возможность участия школьников из дружественных к Российской Федерации государств.

2.6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с органами государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, других заинтересованными субъектов Российской Федерации:

— рассмотреть возможность расширения участия школьников и студентов новых субъектов Российской Федерации в программе научно-популярного туризма.

2.7. Министерству культуры Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Луганской Народной Республики:

— рассмотреть возможность поддержки государственного учреждения Луганской Народной Республики «Краснодонский ордена Дружбы народов музей „Молодая гвардия“ с целью его развития.

2.8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— обратить внимание для возможного взаимодействия и использования на:

 — профориентационную образовательно-туристическую программу г. Москвы для школьников и молодежи «Город открытий», включающую в себя 8 отраслевых маршрутов по г. Москве, с целью ознакомления детей с различными профессиями и помощи в профориентации;

 — межрегиональный туристско-образовательный проект
«Уроки с путешествием», реализующийся Нижегородской и Волгоградской областями, предполагающий обоюдные поездки школьников образовательных учреждений двух и более регионов (в 2023–2024 годах в проекте принимают участие учащиеся 10-х классов: более 13 тысяч школьников Нижегородской области и более 10 тысяч школьников Волгоградской области);

— продолжать оказание поддержки Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области, Херсонской области в организации детского туризма, отдыха и оздоровления детей, проживающих на территориях указанных регионов, а также детей участников СВО;

— включать в культурно-познавательные маршруты для детей и молодежи места традиционного бытования народных художественных промыслов с возможным проведением мастер-классов с целью ознакомления с национальным культурным наследием Российской Федерации;

— оказывать поддержку туроператорам, реализующим туры для детей и молодежи на территориях субъектов Российской Федерации.


[1] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.