РЕКОМЕНДАЦИИ
«КРУГЛОГО СТОЛА» НА ТЕМУ:
«ДЕФИЦИТ РАБОЧИХ КАДРОВ: ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Б. Дмитровка, д.26, зал 802 (бел.) | 23 мая 2024 года, 14.30 |
За последние несколько лет на рынке труда произошли кардинальные изменения. Пандемия, санкционное давление, общая демографическая ситуация и геополитический фон, а также отток кадров существенно повлияли на трансформацию рынка труда и способствовали формированию его новой модели. Если недавно одним из основных проблемных вопросов являлся высокий уровень безработицы, то сегодня российский рынок труда столкнулся с новым вызовом – критическим дефицитом трудовых ресурсов.
Изменение баланса спроса на труд и его предложения в сторону нехватки рабочих рук привело к усилению напряженности на рынке труда, а также к снижению уровня безработицы. Безработица по итогам 2023 года достигла самого низкого уровня за всю историю — 2,9%.
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года отмечается, что нехватка квалифицированных кадров становится ключевым барьером на пути экономического развития России и реализации всех государственных задач.
По оценке Банка России, по итогам января–марта 2024 года обеспеченность кадрами российских компаний достигла минимума с 1998 года. Нехватка работников отмечается во всех ключевых отраслях российской экономики.
Рынки труда в субъектах Российской Федерации имеют существенные различия. В 2023 году в целом по стране суммарный прирост занятых составил 2,1 млн человек. Согласно экспертным оценкам, в 2023 году число занятых увеличилось в 52 регионах. Прирост числа занятых выше среднего (+2,3%) наблюдался в 26 регионах, а более 4% — в 16 регионах. При этом в 33 регионах наблюдалось сокращение числа работающих. В процентном отношении наибольшая потеря занятости (более 7%) наблюдалась в Архангельской области, в Республике Карелия, Мурманской области, Республике Коми и Костромской области.
Особую потребность в кадрах испытывают воссоединенные субъекты Российской Федерации. По данным органов служб занятости ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в 2023 году в центры занятости регионов обратились более 95 тыс. человек, из которых было трудоустроено 85 тыс. человек. Например, в ДНР наибольшая потребность работодателей в кадрах отмечается в обрабатывающей промышленности (4 тыс. вакансий), металлургии (2,6 тыс.), в области транспортировки и хранения (1,8 тыс.). Существенная нехватка кадров ощущается в сферах образования, здравоохранения и социальных услуг (4,2 тыс. вакансий). В ЛНР наибольшая потребность работодателей отмечается в транспортировке и хранении — 14,4% от общего количества актуальных вакансий, в образовании — 14,3%, в обрабатывающих производствах, в области здравоохранения и социальных услуг — по 13,5%, добыче полезных ископаемых — 6,5%, торговле оптовой и розничной, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов — по 6,1%.
Для решения проблемы дефицита кадров и снижения напряженности на рынке труда Правительством Российской Федерации реализуются различные меры.
С 2021 года в рамках национального проекта «Демография» реализуется программа по бесплатному профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан, что позволяет повысить их конкурентоспособность на рынке труда и расширить возможности трудоустройства. Реализуется программа субсидирования найма, предусматривающая денежную компенсацию расходов работодателей на заработную плату при трудоустройстве отдельных категорий граждан.
Особое внимание уделяется
трудоустройству молодежи.
С 2021 года действует Долгосрочная программа содействия занятости молодёжи до 2030 года. С 1 июня 2024 года на единой цифровой платформе «Работа в России» будет доступен мониторинг трудоустройства выпускников вузов и организаций среднего профессионального образования.
Особая поддержка при трудоустройстве оказывается гражданам, уволенным с военной службы, завершившим военную службу по призыву, в том числе по мобилизации или по контракту, и членам их семей. В целях трудоустройства им предоставляется право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование.
Важную роль на рынке труда стала играть платформенная занятость, растет значимость он-лайн платформ для экономики страны. В настоящее время 15,5 миллионов граждан в России имеют опыт работы в платформенной экономике, для 1,7 миллионов человек работа на платформах является постоянным видом занятости. Активно развивается институт самозанятости.
Несмотря на все реализуемые федеральные и региональные меры поддержки, состояние рынка труда сохраняет напряженность, а решение вопроса кадрового обеспечения российской экономики остается в качестве приоритетного направления государственной политики.
В Послании Федеральному Собранию
Российской Федерации от
29 февраля 2024 года анонсирован запуск нового национального проекта
«Кадры».
В настоящее время Правительство Российской Федерации формирует структуру проекта, направленного на решение двух основных задач: соотнесение прогнозных потребностей экономики в кадрах с ее возможностями и качественное изменение инфраструктуры образования.
С учетом широкого и детального обсуждения заявленной проблематики, участники «круглого стола» предлагают РЕКОМЕНДОВАТЬ:
1. Правительству Российской Федерации:
обеспечить разработку и реализацию нового национального проекта «Кадры»;
ускорить апробацию и внедрение новой модели оплаты труда работников бюджетной сферы, в первую очередь в социальной сфере, в субъектах Российской Федерации;
обеспечить дальнейшее повышение минимального размера оплаты труда;
установить дополнительный контроль за повышением уровня заработной платы работников бюджетной сферы;
обеспечить индексацию пенсий работающим гражданам;
рассмотреть возможность увеличения общего объема финансирования программы «Земский доктор/Земский фельдшер» в целях увеличения размеров компенсационных выплат;
предусмотреть дополнительные меры по повышению производительности труда, внедрению передовых цифровых технологий, включая роботизацию и искусственный интеллект, в целях оптимизации рабочих процессов и высвобождения дополнительных трудовых ресурсов;
рассмотреть возможность разработки дополнительных мер по сохранению и привлечению работников бюджетной сферы на территории воссоединенных субъектов Российской Федерации;
сформировать отраслевую модель подготовки кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям;
обеспечить развитие в профессиональных образовательных организациях института целевого обучения с учетом новых подходов, предусмотренных Федеральным законом от 4 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“;
ввести критерий оценки работы всех образовательных организаций по уровню востребованности выпускников на рынке труда;
обеспечить соответствие и гармонизацию общероссийских классификаторов по образованию и занятости;
усилить работу, направленную на популяризацию дефицитных профессий;
направить в Совет Федерации информацию о ходе реализации специальной кадровой программы «Время героев».
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
предусмотреть дополнительные меры стимулирования работодателей по участию в совместной деятельности с органами службы занятости по подготовке кадров, а также при организации практических стажировок обучающихся в целях их последующего трудоустройства;
рекомендовать работодателям активно внедрять гибкие формы занятости для наиболее уязвимых категорий граждан (молодежь, инвалиды, лица «предпенсионного возраста», пенсионеры, работники с семейными обязанностями, многодетные и др.);
рассмотреть возможность проведения всероссийского селекторного совещания для обсуждения проекта Методики формирования прогноза потребности экономики Российской Федерации в кадрах в региональном, отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах.
3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации при участии Российского союза промышленников и предпринимателей обеспечить формирование прогноза потребности отраслей экономики в специалистах на среднесрочную перспективу.
4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации установить новые правила по определению общих объемов контрольных цифр приема в образовательные организации, обеспечивающих оперативное реагирование на потребность российской экономики в квалифицированных кадрах.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации направить в Комитет Совета Федерации по социальной политике информацию о реализуемых мерах, направленных на развитие системы подготовки специалистов по социальной работе.
6. Министерству просвещения Российской Федерации:
расширить сферы действия федерального проекта «Профессионалитет», распространив его, в том числе на социальную сферу, в целях обеспечения квалифицированными кадрами;
продолжить активную работу по информированию обучающихся общеобразовательных организаций о федеральном проекте «Профессионалитет» (проведение уроков, мастер-классов по ранней профессиональной ориентации и других мероприятий);
предусмотреть дополнительные меры, направленные на упрощение механизма привлечения несовершеннолетних граждан к получению практических навыков на производстве с учетом соблюдения требований по безопасности условий труда;
обеспечить учет прогноза потребности экономики в кадрах при определении общих объемов контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.
7. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации при разработке прогноза объемов и структуры подготовки кадров учитывать текущие запросы рынка труда и тенденции развития отраслей экономики.
8. Федеральной службе по труду и занятости проинформировать Комитет Совета Федерации по социальной политике о порядке проведения мониторинга трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
9. Органам власти субъектов Российской Федерации:
разработать региональные нормативные правовые акты, направленные на привлечение профессиональных кадров на территории субъектов Российской Федерации, в том числе проработав вопрос введения стимулирующих выплат молодым специалистам и компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных расходов;
организовать маршрутизацию выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования на рабочие места в соответствии с потребностями экономики;
осуществлять мониторинг заработных плат и оценку конкурентоспособности вакансий в целях принятия мер по повышению привлекательности рабочих мест;
рассмотреть возможность введения квотирования рабочих мест для молодых специалистов и создания гарантированных рабочих мест для данной категории работников;
предусмотреть дополнительные механизмы повышения уровня мобильности трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации;
продолжить работу по модернизации центров занятости населения в субъектах Российской Федерации и развитию региональных центров карьеры;
широко информировать граждан о наличии вакансий (проводить форумы, ярмарки вакансий, интернет-ресурсы и т. д.).
Председатель
Комитета Совета Федерации
по социальной политике Е.А. Перминова