«Круглые столы»

«Об эффективности мер государственной поддержки развития туризма в субъектах Российской Федерации в рамках национального проекта „Туризм и индустрия гостеприимства“

Рекомендации

В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2024 года Комитетом Совета Федерации по социальной политике проведено заседание «круглого стола» по теме «Об эффективности мер государственной поддержки развития туризма в субъектах Российской Федерации в рамках национального проекта „Туризм и индустрия гостеприимства“ с участием членов Экспертного совета по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике.Внутренний туризм в России активно развивается, в 2023 году объем туристского потока составил около 78 млн. поездок. В 2024 году прогнозируется рост до 90 млн поездок. Это происходит благодаря принятым мерам государственной поддержки. В 2024 году завершается реализация национального проекта „Туризм и индустрия гостеприимства“, который зарекомендовал себя как эффективный механизм достижения поставленных целей. В рамках национального проекта следует отметить такие меры поддержки как предоставление субсидий из федерального бюджета регионам, в частности на создание модульных некапитальных средств размещения, формирование центров городов и создание обеспечивающей инфраструктуры, субсидирование части процентной ставки по кредитам на строительство туристской инфраструктуры, оказание грантовой поддержки общественных и предпринимательских инициатив.Наряду с этим возросла инвестиционная активность бизнеса, вложившего в 2023 году в развитие туристской отрасли более 800 млрд рублей, обеспечивших, в том числе, введение 12,5 тысячи новых номеров коллективных средств размещения.В настоящее время разрабатывается обновленный национальный проект „Туризм и гостеприимство“. Его финансовое обеспечение в 2025 – 2030 годах планируется в размере не менее 403 млрд рублей. В нём появятся новые федеральные проекты. Один из них будет направлен на создание 10 федеральных круглогодичных морских курортов в регионах страны на побережьях Азовского, Балтийского, Каспийского, Черного, Японского морях и озера Байкал, на эти цели дополнительно планируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере не менее 103 млрд рублей. Второй новый федеральный проект будет способствовать производству отечественных товаров для туризма, его финансирование предусматривается за счет средств, направляемых на реализацию соответствующих программ развития промышленности. Планируемые эффекты от реализации: поддержка проектов по оснащению гостиниц, горнолыжных комплексов и аквапарков, строительству круизных судов, производству пассажирских железнодорожных вагонов для туристских поездов, а также туристских автобусов.С 2021 года в законодательство Российской Федерации были внесены важные изменения, направленные на развитие внутреннего и въездного туризма, включая налоговые льготы, совершенствование государственного регулирования деятельности турагентов, экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, развитие сельского, круизного туризма, в том числе на территориях Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока, туризма на особо охраняемых природных территориях, в местах традиционного бытования народных художественных промыслов. Упрощен порядок принятия на обслуживание российскими банками иностранных лиц. В результате готовится к реализации проект „Карта туриста“, предусматривающий удаленную идентификацию иностранных граждан и открытие счета (вклада) на территориях иностранных государств для расчетов на территории Российской Федерации. В 2024 году на акционерное общество „Корпорация Туризм.РФ“ возложены полномочия по созданию туристской и обеспечивающей инфраструктуры на земельных участках, находящихся в федеральной собственности. Согласно базовому сценарию стратегии развития Корпорации, который утвержден советом директоров, планируется к 2030 году создать и ввести в эксплуатацию 28 тысяч номеров в средствах размещения.Вместе с тем остается ряд проблем, сдерживающих развитие туризма: недостаточное количество перевозки, качественных предложений для туристов в высокий сезон, в том числе в различных средствах размещения. До сих пор не введено государственное регулирование деятельности гостевых домов. Участники заседания „круглого стола“ отметили актуальность рассмотренной темы, а также важность сохранения в обновленном национальном проекте „Туризм и гостеприимство“ эффективных мер государственной поддержки и целесообразность информирования субъектов Российской Федерации и предприятий туристской индустрии о новых мерах, к которым им необходимо заранее готовиться.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Принять к сведению информацию об эффективности мер государственной поддержки развития туризма в субъектах Российской Федерации в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

2. Рекомендовать:

2.1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 409713–8 «О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах».

2.2. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации:

— проработать в рамках разработки и реализации обновленного национального проекта «Туризм и гостеприимство» вопросы подготовки и повышения квалификации необходимого для туристской индустрии объема кадров, в том числе в части:

— повышения уровня знания иностранных языков сотрудников туристской индустрии, в особенности развития системы подготовки гидов, владеющих китайским и редкими языками с целью развития въездного туризма;

— обслуживания инвалидов для развития инклюзивных видов туризма.

2.3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Центром санитарной авиации и скорой медицинской помощи ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации — Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна» ФМБА России, органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации:

— рассмотреть в рамках разработки проекта федерального закона, направленного на создание условий для строительства горнолыжных комплексов, вопрос о необходимости установления правовых основ деятельности работников службы лыжного и горного патруля, предусмотренных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55881–2016 «Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов», включая определение лыжного и горного патруля, функции и стандарты его работы в целях повышения безопасности и качества оказания услуг на горнолыжных комплексах.

2.4. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации:

разработать в рамках реализации Концепции развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 года № 1025-р, механизмы поддержки предпринимателей, задействованных в развитии объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог.

2.5. Министерству экономического развития Российской Федерации

— сохранить в обновленном национальном проекте «Туризм и гостеприимство» эффективные меры государственной поддержки, используемые при реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»;

— информировать субъекты Российской Федерации и предприятия туристской индустрии о новых мерах государственной поддержки, планируемых к реализации в рамках обновленного национального проекта «Туризм и гостеприимство» для предварительной подготовки к их использованию в целях развития туризма;

— рассмотреть возможность расширения направлений для использования средств в рамках выделения единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для приобретения транспортных средств, адаптированных к перевозке инвалидов, с целью государственной поддержки проектов, направленных на развитие инклюзивных видов туризма.

2.6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

продолжить работу по разработке паспорта федерального проекта, направленного на развитие производства отечественной продукции для сферы туризма, обеспечить его представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в срок до 30 июля 2024 года.

2.7. Комитету Совета Федерации по социальной политике:

— направить предложения к проекту постановления Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» в части развития туризма.