РЕШЕНИЕ
Совета законодателей Российской Федерации
при Федеральном Собрании Российской Федерации
Актуальные вопросы повышения рождаемости
и поддержки семей с детьми в рамках реализации
Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
от 29 февраля 2024 года
город Санкт-Петербург 26 апреля 2024 года
Рассмотрев вопрос
«Актуальные вопросы повышения рождаемости и поддержки семей с детьми
в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации
от 29 февраля 2024 года», Совет законодателей Российской Федерации
при Федеральном Собрании Российской Федерации отмечает следующее.
Конституция Российской Федерации закрепляет ценности семьи, материнства, отцовства и детства наряду с другими базовыми ценностями и устанавливает для них гарантии государственной защиты. При этом дети определены в качестве важнейшего приоритета политики государства.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, обязательным условием увеличения численности населения России является повышение рождаемости.
Однако современная демографическая ситуация в стране остается сложной и характеризуется снижением таких показателей, как численность населения, общее число родившихся, суммарный коэффициент рождаемости, который в 2019–2021 годах составлял 1,5, а в 2022 году снизился до 1,42, в 2023 году – до 1,41. Вместе с тем для воспроизводства населения этот показатель должен быть выше 2.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается порядка 30 миллионов детей, которые проживают
в 24,5 миллиона
семей.
С 2016 года наблюдается рост числа рождений третьих и последующих детей, что
повлекло увеличение числа многодетных семей почти на 27 процентов (2,4 миллиона
семей, в которых проживают более 7,7 миллиона детей). В результате 9,5 процента
семей в России являются многодетными, воспитывают более 25 процентов
детей.
Согласно исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенным и опубликованным в 2022 году, 88 процентов опрошенных женщин репродуктивного возраста (18–45 лет) хотели бы иметь детей при условии, что нет никаких ограничивающих обстоятельств. 12 процентов женщин хотели бы иметь одного ребенка, 39 процентов – двух детей, 28 процентов – трех, 9 процентов – четырех и более. При этом 7 процентов женщин репродуктивного возраста не хотят иметь детей. Среди тех, кто хотел бы иметь детей больше, чем уже имеет, 54 процента.
В качестве
факторов, влияющих на решение отложить рождение детей
на неопределенный срок, выступают сложное материальное положение, плохие
жилищные условия, отсутствие стабильности в жизни, негативная международная
ситуация.
Приведенные данные свидетельствуют о наличии потенциала для увеличения числа детей. Соответственно, на преодоление демографического кризиса могут повлиять стимулирование рождаемости и увеличение количества благополучных многодетных семей.
В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей Президентом Российской Федерации 2024 год объявлен Годом семьи. Правительством Российской Федерации утвержден План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи, предусматривающий комплекс мероприятий, направленных на защиту традиционных семейных ценностей, повышение рождаемости, поддержку финансового и социального благополучия семей с детьми, снижение рисков бедности, улучшение их жилищных условий, увеличение числа многодетных семей, а также разработку стратегического документа в части демографической и семейной политики на период до 2030 года.
Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» определены концептуальные подходы к регулированию статуса и поддержки многодетных семей. Установлено, что многодетной семьей в Российской Федерации считается семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие меры социальной поддержки многодетных семей.
В Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля
2024 года обозначены основные направления развития демографической политики в Российской Федерации, а также меры по улучшению демографической ситуации
в стране. В частности, отмечено, что поддержка семей с детьми является нашим
фундаментальным нравственным выбором. Большая многодетная семья должна стать
нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии.
Кроме того, поставлена задача по достижению
в ближайшие шесть лет устойчивого роста рождаемости и одновременно снижения
уровня бедности ниже 7 процентов, а среди многодетных семей уровня бедности
более чем в два раза – до 12 процентов.
Анонсированы запуск национальных проектов «Семья» и «Продолжительная и активная жизнь», продление программы материнского (семейного) капитала, пересмотр налоговых вычетов для семей с детьми, расширение доступности социального контракта, увеличение к 2030 году минимального размера оплаты труда до 35 тыс. рублей, оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации при реализации региональных программ по повышению рождаемости, в которых рождаемость ниже среднероссийского уровня, проведение капитального ремонта ветхих школ и детских садов, организация в школах работы медицинских кабинетов.
Наиболее качественные результаты реализации этих масштабных задач возможны при условии слаженной работы органов власти, общественных объединений, ответственного бизнеса, а также одновременного сочетания принимаемых мер с уже сложившейся на федеральном и региональном уровнях системой стимулирования рождаемости и мер поддержки семей с детьми, популяризации успешных практик в этой сфере.
Отмечая, что рождение детей не должно восприниматься как фактор, влияющий на снижение уровня жизни семьи, необходимо формировать комплексную систему мер, направленную на рост рождаемости во всех семьях, независимо от возраста супругов, их материального положения и уровня доходов, что в свою очередь подразумевает поиск баланса между демографической и социальной политикой.
Принимая во внимание вышеизложенное, Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации решил:
1. Принять к сведению информацию по вопросу «Актуальные вопросы повышения рождаемости и поддержки семей с детьми в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года».
2. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:
1) уделять особое внимание проектам федеральных законов, направленных на повышение рождаемости и усиление государственной поддержки семей, в том числе семей с детьми, многодетных семей, молодых семей, а также на развитие программы материнского (семейного) капитала;
2) подготовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части предоставления материнского (семейного) капитала в целях исключения приобретения с его использованием непригодного для проживания жилого помещения, являющегося жилым домом или частью жилого дома, в том числе дома блокированной застройки;
3) осуществлять парламентский контроль результатов модернизации материально-технической базы и строительства региональных перинатальных центров, родильных домов, женских консультаций, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную и специализированную помощь детям.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) обеспечить во взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
продление программы
материнского (семейного) капитала
до 2030 года;
увеличение в 2 раза (до 2,8 тыс. рублей) стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на второго ребенка и до 6 тыс. рублей – на третьего и каждого последующего ребенка, повышение предельного размера годового дохода налогоплательщика в целях применения указанного налогового вычета с 350 до 450 тыс. рублей, а также предоставление указанных вычетов в беззаявительном порядке;
продление до 2030 года программы семейной ипотеки при сохранении ставки 6 процентов для семей с детьми до 6 лет, а также программы
по предоставлению семьям при рождении третьего ребенка выплаты
в 450 тыс. рублей на погашение ипотечного кредита;
2) усилить
работу по обеспечению народосбережения, повышению благосостояния граждан
Российской Федерации, защите материнства
и детства, поддержке семей, имеющих детей, особенно многодетных,
в целях достижения национальных целей развития Российской Федерации на период
до 2030 года;
3) обеспечить
проведение мероприятий по оценке качества
и безопасности ингредиентов, используемых для производства детского питания для
детей в возрасте от 0 до 3 лет, реализуемого на территории Российской
Федерации;
4) содействовать
совершенствованию технологий и развитию производства детского питания в Российской Федерации, в том числе
в целях повышения его качества и доступности;
5) обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на снижение уровня бедности многодетных семей к 2030 году до 12 процентов;
6) подготовить предложения по совершенствованию мер поддержки семей с детьми (программ ипотеки), направленных на улучшение их жилищных условий, путем расширения возможностей для индивидуального жилищного строительства и строительства малоэтажных домов;
7) проработать
вопрос о совершенствовании программы семейной ипотеки в части возможности ее
распространения на приобретение семьями с детьми жилого помещения на вторичном рынке недвижимости в субъектах Российской Федерации с низким уровнем
жилищного строительства,
а также в малых городах;
8) рассмотреть возможность субсидирования аренды жилья для семей с детьми;
9) рассмотреть вопрос об увеличении для многодетных семей предельного возраста участия в программе улучшения жилищных условий для молодых семей на 5 лет, если семье не была предоставлена социальная выплата на приобретение (строительство) жилья до достижения супругами возраста 35 лет;
10) рассмотреть возможность расширения пенсионных прав многодетных родителей;
11) подготовить
предложения по внесению изменений
в законодательство Российской Федерации в части увеличения размера пособия по беременности и родам для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организации в период беременности;
12) проработать вопрос о предоставлении получателям неиспользованных остатков средств материнского (семейного) капитала, которые не могут быть использованы по направлениям, установленным Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
13) рассмотреть вопросы увеличения стоимости родового сертификата в целях повышения эффективности правовой, психологической и медико-социальной помощи женщинам, а также их обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми бесплатно по рецептам;
14) обеспечить финансирование модернизации перинатальных центров, детских поликлиник и больниц;
15) рассмотреть возможность внедрения мер по стимулированию применения работодателями дополнительных механизмов поддержки работников, имеющих детей, особенно многодетных;
16) проводить на постоянной основе информационные кампании, направленные на повышение мотивации
рождения детей, формирование ценностей ответственного родительства, а также
позитивных просемейных установок, позитивного образа многодетной семьи и семейных ценностей
у детей, подростков и молодежи.
4. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
1) совершенствовать подходы к формированию региональных программ по повышению рождаемости в субъектах Российской Федерации, в которых уровень рождаемости ниже среднероссийского, в целях достижения наибольшего эффекта от их реализации с учетом их софинансирования из федерального бюджета;
2) продолжить работу по подготовке предложений о совершенствовании законодательства в части расширения социально-трудовых гарантий работников, имеющих трех и более детей, работников, являющихся членами многодетных семей, включая меры стимулирования использования работодателями гибких форм занятости (дистанционная работа, комбинированный формат занятости) в отношении указанных работников;
3) проработать вопрос о возможных мерах по повышению комфортности корпоративной среды для работников, имеющих детей, в том числе разработать рекомендации для работодателей, включающие перечень необходимых мероприятий для указанных работников;
4) продолжить работу по повышению доступности государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям с детьми, особенно многодетным;
5) рассмотреть
вопрос о совершенствовании механизма предоставления средств материнского
(семейного) капитала, в том числе
в части предоставления возможности непосредственного приобретения товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции
в общество детей-инвалидов;
6) осуществлять мониторинг эффективности и результативности реализации региональных программ по повышению рождаемости в целях достижения установленных показателей числа рождений;
7) содействовать распространению положительного опыта создания семейных многофункциональных центров на все субъекты Российской Федерации;
8) продолжить работу по повышению уровня информированности граждан о мерах поддержки семей с детьми;
9) продолжить работу по выявлению и последующему распространению лучших региональных практик поддержки семей с детьми, наиболее эффективно влияющих на повышение рождаемости.
5. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:
1) продолжить выполнение задач по дальнейшему развитию системы здравоохранения Российской Федерации в сфере материнства и детства, укреплению репродуктивного здоровья, ранней диагностике нарушений репродуктивных функций, повышению доступности и качества медицинской помощи женщинам, семьям, желающим иметь детей, снижению числа искусственных прерываний беременности и формированию положительных репродуктивных установок у населения;
2) обеспечить в 2024 году выполнение плановых показателей прохождения диспансеризации мужчин и женщин репродуктивного возраста в целях оценки репродуктивного здоровья, выявления патологии репродуктивной системы;
3) уделять особое внимание вопросам повышения доступности и качества оказываемой детям медицинской помощи, проведения профилактических медицинских осмотров и диспансерного наблюдения, совершенствования материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям;
4) провести работу, направленную на обеспечение профилактических медицинских осмотров с оценкой репродуктивного здоровья не менее 95 процентов несовершеннолетних во всех субъектах Российской Федерации;
5) рассмотреть возможность внесения изменений в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 года № 514н, в части проведения осмотра акушером-гинекологом (в отношении девочек) и детским урологом-андрологом (в отношении мальчиков) при профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних в возрасте 13 лет;
6) рассмотреть вопрос о ежегодной диагностике репродуктивного здоровья граждан репродуктивного возраста в целях своевременной реализации мер по его восстановлению;
7) проработать вопрос о совершенствовании мероприятий по проведению медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями репродуктивной системы;
8) продолжить
работу по интеграции медицинских информационных систем медицинских организаций,
в том числе частной системы здравоохранения, в единую государственную
информационную систему
в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ);
9) усилить меры по подготовке квалифицированных медицинских кадров, в том числе по специальности акушер-гинеколог, с использованием механизма увеличения квоты на целевое обучение по программам специалитета и ординатуры в соответствии с потребностями субъектов Российской Федерации в кадровом обеспечении;
10) провести анализ работы отделений (кабинетов) медицинской профилактики для взрослых в части оказания медицинских услуг по оценке мужского и женского репродуктивного здоровья;
11) развивать механизмы поддержки семей с детьми, направленные на повышение рождаемости, совершенствование акушерско-гинекологической службы, а также осуществлять контроль за их реализацией путем:
принятия мер по повышению эффективности доабортного консультирования;
увеличения
количества кабинетов психологической и медико-социальной помощи женщинам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в медицинских организациях,
осуществляющих деятельность
по профилю «акушерство и гинекология», внедрения в работу таких
медицинских организаций мотивационного анкетирования женщин, находящихся в ситуации репродуктивного выбора, а также речевых модулей, направленных на повышение положительных репродуктивных установок у женщин;
12) рассмотреть вопрос об увеличении объема оказания медицинской помощи по проведению вспомогательной репродуктивной технологии «экстракорпоральное оплодотворение» за счет средств обязательного медицинского страхования;
13) проводить мероприятия, информационные компании в средствах массовой информации, направленные на формирование положительных репродуктивных установок у населения, особенно молодежи, и разъяснение необходимости прохождения обследования в целях оценки репродуктивного здоровья, а также на профилактику алкоголизма, наркомании и потребления табака, в том числе среди несовершеннолетних;
14) рассмотреть вопрос о разработке комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья граждан для включения в модельные корпоративные программы укрепления здоровья работников;
15) принять дополнительные меры по обеспечению подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов для оказания медицинской помощи несовершеннолетним, уделив особое внимание вопросу развития педиатрической службы, в том числе укомплектованию врачами-педиатрами медицинских организаций, расположенных в районных центрах, малых городах и сельских населенных пунктах;
16) обеспечить в возможно короткие сроки внесение изменений в Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 года № 822н, предусматривающих в том числе установление единого подхода к организации охраны здоровья обучающихся в общеобразовательных организациях, разработку инструкции о работе школьного врача и школьной медицинской сестры, включающей регламентацию их деятельности.
6. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения провести в рамках государственного контроля качества медицинской деятельности проверку соблюдения медицинскими организациями всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядка и полноты проведения профилактических медицинских осмотров детей и подростков в возрасте 14–17 лет с оценкой репродуктивного здоровья.
7. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:
1) уделять особое внимание в рамках реализации внеурочных занятий из цикла «Разговоры о важном» вопросам народосбережения, популяризации института семьи, материнства, отцовства, многодетности, сохранения традиционных семейных ценностей с опорой на культуру, религии, обычаи, традиции и жизненный уклад народов России;
2) продолжить системную работу в общеобразовательных организациях
в целях формирования у обучающихся устойчивой мотивации к сохранению
физического и психического здоровья, ведению здорового образа жизни, сохранению
репродуктивного здоровья, приверженности иммунопрофилактике, а также в целях
профилактики алкоголизма
и наркомании несовершеннолетних, потребления ими табака
и никотинсодержащей продукции.
8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», обратив особое внимание на недопустимость уменьшения объема и снижения уровня осуществляемых мер социальной поддержки многодетных семей;
2) расширять практику создания в субъектах Российской Федерации семейных многофункциональных центров;
3) совершенствовать
законодательство субъектов Российской Федерации в части предоставления
регионального материнского (семейного) капитала исходя из правоприменительной
практики и потребностей семей
с детьми, проживающих на соответствующей территории, в том числе рассмотреть
возможность ежегодной индексации размера регионального материнского (семейного)
капитала;
4) принять
меры, направленные на исключение возникновения
в субъектах Российской Федерации очередей на зачисление детей
в дошкольные образовательные организации, группы продленного дня;
5) осуществлять мероприятия по стимулированию обращения граждан в медицинские организации для проведения своевременной диспансеризации;
6) развивать практику предоставления бесплатных парковочных мест для многодетных семей;
7) осуществлять при предоставлении многодетным семьям земельных участков под индивидуальное жилищное строительство контроль за их обеспечением необходимой инфраструктурой и участвовать в ее создании;
8) реализовать дополнительные меры поощрения семей, внесших значительный вклад в сохранение, укрепление семейных ценностей и традиций, в том числе рассмотреть возможность введения почетных знаков для многодетных родителей в целях повышения в обществе авторитета многодетной семьи;
9) продолжить работу по обеспечению семей с детьми максимально полной информацией о мерах социальной поддержки с учетом жизненной и материальной ситуации;
10) проводить работу, направленную на повышение доступности учреждений культуры, досуга для многодетных семей на льготных условиях, в том числе в выходные дни;
11) рассмотреть возможность установления в субъектах Российской Федерации Дня многодетной семьи;
12) осуществлять продвижение корпоративных практик по дополнительной поддержке работников, имеющих детей, особенно многодетных;
13) проводить на постоянной основе информационные кампании, направленные на повышение мотивации рождения детей, формирование ценностей ответственного родительства, а также позитивных просемейных установок, позитивного образа многодетной семьи и семейных ценностей у детей, подростков и молодежи.
9. Направить настоящее решение Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Сопредседатель
| Сопредседатель Государственной Думы |
В.И. МАТВИЕНКО | В.В. ВОЛОДИН |