РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» на тему: «Профессиональное долголетие:
востребованность старшего поколения на рынке труда»
| Б. Дмитровка, д.26, зал 802 (красный) | 29 октября 2025 года, 15.00–17.00 |
Социально-экономическое развитие Российской Федерации сопровождается постепенным старением населения, выражающимся в увеличении абсолютной численности и доли граждан старшего поколения в населении страны. Если на начало 1990 года доля граждан в возрасте 55 лет и старше составляла 21,1 процента, то в 2015 году — уже 27,3 процента, в 2020 году — 29,4 процента, а в 2024 году — 30 процентов.
Демографическая ситуация в стране ставит перед экономикой, государством и обществом новые цели и задачи, направленные на создание условий для активного участия старшего поколения в политической, социальной и иной сферах деятельности общества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2025 года № 830-р утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года, целью которой определено повышение продолжительности и качества жизни граждан старшего поколения, путем реализации следующих ключевых задач: укрепление в обществе ценности многопоколенной семьи, уважительного отношения к старшему поколению; охрана здоровья граждан старшего поколения, профилактика заболеваний и факторов риска их развития, повышение доступности медицинской помощи для граждан старшего поколения, в том числе на дому, внедрение новых методов диагностики и лечения у них заболеваний, улучшение лекарственного обеспечения, продление активного здорового долголетия граждан старшего поколения; создание условий для реализации личностного потенциала граждан старшего поколения и расширения их участия в жизни общества; развитие социальных услуг для граждан старшего поколения; повышение качества жизни и финансовой обеспеченности граждан старшего поколения;.
По данным Росстата, уровень занятости лиц старшего пенсионного возраста (старше 70 лет) в последние годы колеблется в районе 2%, а группы 60–69 лет чуть более 30%. Лица старших возрастов составляют 6,5% среднегодовой численности трудовых ресурсов. Начиная с 85,2% в 2019 году, показатель уровня занятости лиц группы 50—54 года демонстрировал незначительные колебания в 2020–2021 годах, после чего начался его уверенный рост. И в 2024 году значение составило 90,9%. При этом уровень безработицы в данной группе, достигнув пика в 4,4% в 2020 году, впоследствии значительно снизился, составив к концу периода лишь 1,9°%. Такая динамика свидетельствует о востребованности старшего поколения на рынке труда.
Возрастная группа 55–65 лет демонстрирует
выраженный позитивный тренд, однако заметна дифференциация по полу. Занятость
среди мужчин увеличилась, если в 2019 году — 57,6%, то в 2024 году — 69,2%,
среди женщин с 39,2% до 48,9%. Уровень
безработицы в этой возрастной группе
снизился с 2,9% до 2%. Для группы 65+ уровень занятости остается крайне низким —
4,9 % в 2019 году и 5,5% в 2024 году, уровень безработицы среди них также
является значительно низким — 1,8%.
В условиях демографического старения вопрос профессионального долголетия становится все более актуальным. Вовлечение граждан старшего поколения в систему занятости позволит снизить уровень зависимости экономики от внешних трудовых ресурсов и нагрузку на пенсионную систему, а также будет способствовать более эффективному использованию потенциала старшего поколения.
Эффективная политика занятости граждан старшего поколения должна базироваться на принципах социального партнерства. Комплексное сочетание образовательных, экономических и социальных инициатив позволит сформировать на рынке труда необходимые условия для поддержания высокого уровня трудоспособности населения, включая его старшую возрастную группу.
С учетом детального обсуждения заявленной проблематики, участники «круглого стола» предлагают РЕКОМЕНДОВАТЬ:
1. Правительству Российской Федерации:
обеспечить достижение ключевых целевых показателей и ожидаемых результатов реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года;
продолжить работу:
по реализации мер, направленных на охрану здоровья и совершенствование профилактических мероприятий по предупреждению и выявлению заболеваний граждан старшего поколения и факторов риска их развития в целях продления профессионального долголетия;
по формированию уважительного отношения к гражданам старшего поколения и недопущению дискриминационных проявлений в отношении граждан старшего возраста, в том числе при трудоустройстве;
по поддержке социальных проектов, направленных на поддержку лиц старшего поколения;
рассмотреть вопрос о:
принятии дополнительных мер по повышению социального статуса граждан старшего поколения в обществе, укреплению межпоколенческих связей, в том числе посредством поддержки трудовых династий;
о создании в рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года единой цифровой платформы с информацией о реализуемых мерах поддержки старшего поколения, в том числе в части развития профессионального долголетия, включая различные социальные проекты и образовательные программы, ориентированные на лиц старшего поколения;
рассмотреть возможность финансирования мероприятий программы «Активное долголетие» в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Семья», направленной на повышение качества жизни граждан старшего поколения, за счет средств федерального бюджета.
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о:
внесении изменений в законодательство в части замены понятия «пенсии по старости» (например, на понятие «по достижению предельного трудового возраста»), а также об актуализации постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 2890/1–1 «О проблемах пожилых людей» в части переименования «Дня пожилого человека» на «День старшего поколения»;
разработке дополнительных мер по стимулированию работодателей, участвующих в поддержке лиц старшего поколения и способствующих продолжению их активной трудовой деятельности;
включении в корпоративный демографический стандарт раздела, предусматривающего меры по содействию активному профессиональному долголетию старшего поколения, в том числе организацию работы с лицами предпенсионного возраста;
проведении федеральной информационной кампании в СМИ и на различных Интернет-ресурсах, направленной на развитие профессионального долголетия граждан старшего поколения;
об учреждении на федеральном уровне общероссийской награды за профессиональное долголетие;
разработке дополнительных мер, направленных на сохранение накопленного человеческого капитала работников средних и старших возрастов внутри предприятий и организаций, а также повышение престижности работников с большим стажем, в том числе через развитие института наставничества;
возможности использования механизма социального контракта в целях содействия занятости старшего поколения и развития «серебряного предпринимательства»;
обеспечить доработку проекта методических рекомендаций по регулированию социально-трудовых отношений по организации наставничества в сфере труда;
содействовать развитию гибких форм занятости для лиц старшего поколения и тиражированию лучших корпоративных практик по поддержке граждан старшего поколения, включая корпоративные практики пенсионных накоплений;
расширить программы обучения цифровым технологиям для граждан старшего возраста, в том числе по работе с искусственным интеллектом, сделав их доступными и адаптированными к их потребностям;
продолжить работу по повышению уровня образования и профессиональных компетенций лиц среднего и старшего возраста в период осуществления трудовой деятельности, в том числе в части обеспечения доступности программ дополнительного образования и программ повышения квалификации.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации продолжить реализацию федерального проекта «Серебряный старт» национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика», направленного на раскрытие экономического потенциала старшего поколения, в том числе предусмотрев возможность расширения перечня субъектов Российской Федерации и иных участников реализации проекта, а также возможности увеличения объема грантовой поддержки участников.
4. Федеральной службе по труду и занятости:
проработать вопрос о расширении Перечня востребованных на рынке труда профессий, должностей, специальностей для организации в 2026 году профобучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Активные меры содействия занятости» национального проекта «Кадры», утвержденного на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда (п. 2 раздела II протокола от 13 февраля 2025 г. № 4 пр), профессиями, ориентированными на лиц старшего поколения;
рассмотреть возможность создания рейтинга «Лучшие работодатели для граждан старшего возраста» с ежегодным размещением результатов на единой цифровой платформе «Работа в России» и сайтах региональных центров занятости населения.
5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
продолжить реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года, по формированию благоприятной окружающей среды, способствующей активному профессиональному долголетию граждан старшего поколения;
разработать и утвердить региональные стандарты сохранения трудового потенциала старшего поколения;
содействовать развитию гибких форм занятости для лиц старшего поколения и тиражированию лучших корпоративных практик по поддержке граждан старшего поколения, включая корпоративные практики пенсионных накоплений;
проводить информационные кампании, направленные на формирование положительного образа старшего поколения, и информирование лиц предпенсионного возраста о возможностях переобучения, повышения квалификации, о программах сохранения физического и ментального здоровья, доступных формах занятости;
проработать совместно с сообществом работодателей вопрос об учреждении региональных наград за профессиональное долголетие и создании системы стимулирующих выплат работникам в зависимости от стажа работы в организациях (более 25 лет).
член Комитета Совета Федерации
по социальной политике И.В. Новиков
член Комитета Совета Федерации
по социальной политике Н.Г. Мельникова