«Круглые столы»

«Экологические аспекты культуры питания и сохранения здоровья» в рамках шестого Невского международного экологического конгресса

Санкт-Петербург
11:00 – 13:00, 14:30 – 16:00
Таврический дворец, Читальный зал

В рамках шестого Невского международного экологического конгресса состоялось заседание «круглого стола» на тему «Экологические аспекты культуры питания и сохранения здоровья». Вела заседание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Лариса Пономарева.

На встрече обсуждалось развитие органического сельского хозяйства, вопросы государственной политики в сфере пропаганды здорового питания, продвижения культуры здорового питания.

По словам сенатора, в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации, созданием Таможенного союза приобрела актуальность тема нормативно-правового регулирования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека в условиях торгово-экономической интеграции. «В этой связи необходимо проанализировать, какие сегодня действуют нормы и требования к тем или иным продуктам питания в нашей стране и в мире».

Серьезную озабоченность вызывает качество и экологическая безопасность ряда видов сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, отметила Лариса Пономарева. Сенатор подчеркнула, что необходимо защитить российских граждан от завоза в страну некачественной и небезопасной продукции.

Участники «круглого стола» констатировали, что плохая экологическая обстановка и недостаточное поступление важных элементов в организм человека обуславливает высокую заболеваемость населения эндокринными заболеваниями. «Нам представляется важным в связи с этим изучить вопрос оптимального рациона питания в экологически неблагоприятных регионах и крупных городах», — отметила Лариса Пономарева.

Сенатор также сообщила, что участники встречи заострили вопрос о том, что в прессе и на телевидении идет чрезмерная реклама биологически активных добавок (БАДов). «Было высказано предложение о необходимости разработки закона об ограничении подобной рекламы, навязывания этих добавок в СМИ. Будем анализировать этот вопрос с профессионалами, и предлагать соответствующие правовые решения. Ведь для нас главное — здоровье населения в целом и каждого человека в отдельности», — подчеркнула Лариса Пономарева.

Рекомендации

Участники "круглого стола" – члены Совета Федерации, представители Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств, российского и международного научного, культурно - образовательного экспертного сообщества, рассмотрев  мировоззренческие, культурологические, образовательные и законодательные аспекты, связанные с экологической проблематикой, отмечают следующее.

Обеспечение экологической безопасности как важнейшей государственной задачи и создания условий для устойчивого развития страны требует высокой культуры общества и каждого гражданина, формируемой постоянно и целенаправленно в процессе жизни и деятельности людей через систему воспитания экологического сознания, образования и просвещения.

        Экология культуры, - многоплановая проблема, обретшая остроту в последние десятилетия. С особой озабоченностью по этому поводу высказывался выдающийся культуролог академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в известном проекте «Декларация прав культуры». Культуру, как процесс, отмечал он, формируют не только явления литературы, театра, кино, телевидения, изобразительного искусства, но и духовное пространство, наполненное традициями, ценностями, стилем жизни, личностным поведением и особая роль здесь принадлежит гражданскому обществу, зрелости его интересов.  

          В связи с этим участники "круглого стола" особо подчеркивают, что экологическая культура – экология культуры как категория нравственная - рождается не сама по себе, а в результате системных мер – воспитания,  образования и просвещения.                        

Сегодня одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в России и государствах-участниках Содружества Независимых Государств является снижение уровня социальных отношений, роли общественных ценностей, норм и способов взаимодействия человека с окружающей средой. Между тем отношение к природе предопределяет уровень развития цивилизации,  ценностных норм и принципов, состояние культурного пространства любой страны.

Следует отметить, что в течение двух последних десятилетий на состояние уровня  экологической культуры граждан повлияла переориентация общественных интересов на утилитарно-потребительское отношение к окружающему миру, непосредственно связанная с уровнем материального благосостояния. Еще одним из факторов низкой экологической культуры выступает сохраняющийся достаточно устойчивый стереотип, преобладающий в сознании хозяйствующих субъектов о неисчерпаемости природных ресурсов.

Участники "круглого стола" считают, что экологическая культура – экология культуры как категория нравственная - рождается в ярком потоке эстетического воспитания, образования и просвещения.

Отправной точкой для развития образования в области окружающей среды в мире, в том числе, в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, стал итоговый документ "Повестка дня на XXI век" (был принят на конференции ООН по окружающей среде, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 году). В нем одной из приоритетных  перед странами мирового сообщества была поставлена задача формирования экологической культуры и ответственного отношения к природе через экологическое образование.

В контексте обсуждаемой темы следует отметить, что на Западе уровень экологической культуры по отношению к тому, как это имеет место в странах СНГ, довольно высок. Наиболее характерными странами являются Германия, Австрия, Щвейцария, Швеция. В этих странах на протяжении длительного времени осуществляется непрерывное экологическое образование (воспитание), широко работает экологическое просвещение. В приобщении к экологической культуре здесь установлены  тесные связи и преемственность не только в самом процессе экологического образования (воспитания), но и между поколениями, принимающими как эстафету соответствующие нормы поведения в быту, на природе, рабочем месте, в социальной и семейной жизни.

Вопросы регулирования экологической культуры находят свое отражение и на уровне Содружества Независимых Государств. В соответствии с модельным Экологическим кодексом для
государств – участников Содружества Независимых Государств (Общая часть), принятым 16 ноября 2006 года в г. Санкт-Петербурге
на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ, основными принципами государственного регулирования в области экологической культуры являются:

системность, комплексность и непрерывность экологического образования и просвещения;

формирование, в первую очередь у обучающихся в системе образования, нравственных норм поведения, а также получение знаний и практических навыков в области экологии, экологической безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

преподавание предмета (курса) и (или) ведение самостоятельной образовательной области "Экология" в национальных образовательных учреждениях;

экологизация учебных предметов национальной системы образования;

создание на всех уровнях профессионального образования преемственных учебных планов и программ экологической направленности;

экологическое просвещение населения, воспитание основ экологической культуры во всех сферах жизни и деятельности;

разработка в федеральных университетах специальных программ, направленных на становление системы культурных ландшафтов, формирование в составе университетов ландшафтных центров, открытых для территориальных ландшафтных инициатив, включения населения в практику управления ландшафтами в целях устойчивого развития территорий;

обязательность необходимой экологической подготовки руководящих работников, научных работников и специалистов, а также специалистов, ведущих эколого-просветительскую деятельность;

государственная поддержка, экономическое стимулирование конкретной деятельности по развитию экологической культуры, направленные на решение задач по сохранению и восстановлению окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, ресурсосберегающему природопользованию;

международное сотрудничество в сфере экологической культуры.

Отмечая важность вопросов дальнейшего совершенствования развития экологической культуры в Российской Федерации и Содружестве Независимых Государств, участники "круглого стола" рекомендуют:

1) придать практическую направленность и актуализировать положение о всеобщности и комплексности экологического образования;

2) разработать дополнительные законодательные предложения, направленные на формирование экологической культуры в обществе, обеспечение системы непрерывного экологического образования, развитие практики коллективных действий добровольных организаций и экологических движений, содействовать созданию международных экологических школ и волонтерских движений, проведению экологических уроков и олимпиад;

3) ускорить подготовку новой редакции модельного закона "Об экологическом образовании населения";

4) усилить координацию и взаимодействие федеральных органов государственной власти, предложив эффективные механизмы государственной поддержки системы кадрового обеспечения экологического образования, укрепления роли общественных экологических организаций;

 5) проработать вопрос о возможном принятии федеральных законов "Об экологическом образовании" и "Об общественном экологическом контроле";

6) способствовать развитию эколого-просветительской  деятельности  на базе особо охраняемых природных территорий;

7) создать специальные программы на центральных и местных каналах телевидения, радио с целью освещения актуальных проблем охраны окружающей среды и привитию экологических знаний, изучения опыта европейских стран, добившихся заметных результатов в экологическом воспитании (образовании).