«Круглые столы»

«Вопросы финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта»

В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание «круглого стола» на тему финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта.

На заседании отмечалось, что финансирование спорта со стороны государства сейчас увеличилось в значительной степени. В этой связи особенно остро встает вопрос о том, насколько правильно и эффективно используются средства. Участники заседания сошлись во мнении о необходимости проведения оптимизации расходов с учетом задач, определенных Президентом и Правительством страны.

В работе «круглого стола» приняли участие сотрудники Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, представители бизнеса и общественных организаций.

По итогам заседания «круглого стола» его участники выработали ряд рекомендаций.

Рекомендации

Проект

Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания участники «круглого стола» на тему: «Вопросы финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта» отмечают следующее.

 Физическая культура и спорт являются национальным приоритетом в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Складывающаяся экономическая ситуация не повлекла значительного снижения государственного финансирования и привлекательности для внебюджетного финансирования и частного инвестирования в сферу спорта.

 Широта источников финансирования и интенсивность вложений в спорт, включая профессиональный спорт, спортивную индустрию в преддверии крупных международных соревнований накладывает особую значимость на законность и правомерность осуществления перечисления денежных средств и передачу материальных объектов субъектам (между субъектами) спорта.

 В условиях строжайшей экономии, вопросы эффективного и целевого расходования денежных средств имеющих государственное происхождение, принципов расходования внебюджетных средств в сфере спорта, а также целевого частного инвестирования субъектов спорта, приобретают важный сберегающий эффект, новые уровневые возможности для самофинансирования и капитализации физкультурно-спортивных организаций.

В сентябре 2014 года Россия подписала Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями. Частью 1 статьи 8 этой Конвенции установлено, что государства-участники принимают законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения прозрачности в отношении финансирования спортивных организаций, пользующихся финансовой поддержкой соответствующего государства.

 Государственное финансирование осуществляемое в формах: предоставления бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным контрактам; предоставления дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; предоставления бюджетных ассигнований, требует контроля больше не в момент принятия соответствующих решений главных распорядителей бюджетных средств, а при расходовании этих средств получателями - субъектами спорта. Получение прямо или косвенно государственных средств субъектами профессионального спорта, например, через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление государственным имуществом, изначально создает неопределенность и непрозрачность в расходовании государственных средств. Передача государственных денежных средств и другого имущества в автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства за формальной правомерностью не может подменить целевую неопределенность и непрозрачность при их расходовании.

 Привлечение внебюджетных средств должно стать основой финансовой политики физкультурно-спортивных организаций, особенно бюджетных учреждений.

 Расходование внебюджетных средств в иных организациях – некоммерческих (НКО), представляющих большинство среди субъектов в сфере физической культуры и спорта, по сметам доходов и расходов НКО, соответствует полномочиям органов управления организаций и не порождает вопросов в нецелевом расходовании денежных средств.

 Инвестирование, включая частное, заканчивающее чаще всего приобретением права собственности на материальные и нематериальные ценности физкультурно-спортивной организации, в корне зависит от заинтересованности инвестора контролировать расходование передаваемых средств. Отсутствием последнего или подменой контроля желанием получить спортивный результат любой ценой, позволяет руководству и менеджменту физкультурно-спортивных организаций манипулировать доверием собственников организаций и совершать финансовые нарушения.

 Определенную лепту в финансовую неопределенность и даже противоправность вносят спортивные регламентные нормы (нормы общероссийских спортивных федераций, положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, локальные нормативные акты профессиональных спортивных лиг и профессиональных спортивных клубов).

 Спортивное правотворчество на данном уровне, формирующееся в настоящее время самими субъектами спортивных регламентных отношений, остается противоречивым и несовершенным. При осуществлении проверочных и контрольных мероприятий, спортивные регламентные нормы и даже уставные документы физкультурно-спортивных организаций, принимаются компетентными органами как должные, без тщательной их проверки на соответствие законодательству. Это породило практику выплаты несоразмерных компенсаций при расторжении срочных трудовых договоров со спортсменами и тренерами, выплаты завышенных в разы вознаграждений спортивным агентам (посредникам), покрытия убыточных разрывов профессиональных спортивных клубов между полученными и уплаченными средствами при трансферах (переходах) спортсменов. Указанные траты нередко происходят за счет государственных средств (государственного бюджета субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, средств естественных монополий и государственных корпораций, компаний и организаций, в которых более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

 Сомнительный характер многих сделок и операций имеет происхождение из спортивных регламентных норм, не подвергающихся анализу, оценке и соответствующему реагированию ни в процессе создания, ни в ходе правоприменения.

 Сомнительность операций всегда становится предметом заинтересованности коррумпированных и криминальных лиц. Область физической культуры и спорта, как и другие финансово наполненные сферы, к сожалению, не имеет стопроцентной защиты от противоправных деяний на финансовой почве. Наличные расчеты, например, между спортсменами и спортивными агентами (посредниками) порождают неуплату налогов, выплата завышенных агентских вознаграждений или трансферных сумм скрывает «откатную» часть коррумпированным работникам физкультурно-спортивных организаций, несоразмерные компенсации за расторжение контрактов позволяют легализовывать (отмывать) доходы полученные преступным путем от мошеннических действий в отношении физкультурно-спортивной организации.

 В сложившихся условиях, важную роль приобретают не только вопросы реализации полномочий Министерства спорта Российской Федерации в нормативно-правовом регулировании, но и повышенное реагирование на сомнительные и коррупционные схемы со стороны контролирующих и правоохранительных органов. Спорт не может жить по своим законам, закон должен быть для всех один.

 Наличие базового Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также широко применяемых спортивных регламентных норм (норм мягкого спортивного права), позволяет на законодательном уровне внести новеллы, обеспечивающие противодействие финансовым нарушениям в этой сфере. Существующее законодательство Российской Федерации обеспечивает возможность применения мер финансового контроля и предупреждения соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в правоприменительной плоскости.

 Для эффективности противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта могла стать целесообразным разработка научно-практических материалов, методик и типологий выявления и предупреждения финансовых нарушений в сфере спорта согласно российской и международной практикам, обобщение административной и уголовной практик возбуждения административных и уголовных дел, их производств и расследований, а также судебной практики.

Учитывая большую значимость законодательного и правоприменительного регулирования финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона по совершенствованию законодательства Российской Федерации, запрещающее финансирование выплат компенсаций при расторжении срочных трудовых договоров со спортсменами и тренерами, выплат вознаграждений спортивным агентам (посредникам), покрытия убыточных разрывов профессиональных спортивных клубов между полученными и уплаченными средствами при трансферах (переходах) спортсменов, прямо или опосредовано за счет государственных средств (государственного бюджета Российской Федерации, государственного бюджета субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, средств естественных монополий и государственных корпораций, компаний и организаций, в которых более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации);

2. Министерству спорта Российской Федерации внести изменения в Приказ от 1 июля 2013 года № 504 «Об утверждении общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта», направленные на противодействие финансовым нарушениям в сфере спорта;

3. Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Счетной палате Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации усилить контроль и меры реагирования по противодействию финансовым нарушениям в сфере спорта, в том числе путем разработки научно-практических материалов, методик и типологий выявления и предупреждения финансовых нарушений в сфере спорта согласно российской и международной практикам, обобщение административной и уголовной практик возбуждения административных и уголовных дел, их производств и расследований, а также судебной практики привлечения к различным видам ответственности.